Как оценить нервно психическое развитие ребенка

Как оценить нервно психическое развитие ребенка

Поделиться статьёй:

Новорожденный ребенок, в отличие от детенышей животных, появляется на свет полностью незащищенным как в физическом, так и в психологическом плане. Из этого следует, что для выживания в первые недели жизни ему необходимо покровительство взрослых. Навыки самостоятельности формируются у ребенка значительно дольше, чем у, например, новорожденных млекопитающих, поэтому, процесс взросления занимает намного больше времени. 

Содержание статьи:

Развитие физических способностей малыша зависит, в основном, от внешних факторов: условий жизни и ухода за крохой. Однако, чтобы, повзрослев, чувствовать себя уверенно в обществе и стать полноценной его частью, одного физического развития мало. 

Знание основных правил поведения и законов общества, формирование своих мнений, интересов и целей, выбор нравственной позиции и др. — все эти факторы являются некими пазлами в большой картине под названием “психическое развитие”. О том, как сохранить душевное равновесие крохи и воспитать активного, целеустремленного ребенка мы расскажем прямо сейчас.  

НПР — что это?

Перед тем, как погрузиться вглубь затронутой темы, познакомимся с ее главным термином. Итак, Нервно-психическое развитие ребенка (или НПР) представляет собой процесс формирования и совершенствования основных психических факторов (внимание, стрессоустойчивость, восприятие, способность быстрой реакции и другие) и становление личности малыша (формирование вкусов и предпочтений, познание норм и ценностей, создание представлений о себе и окружающем мире). 

221397.jpg

Неспроста данный тип детского развития называется “нервно-психологическим”. Человеческий организм имеет функционирующую основу для психики — нервную систему. Нервная система, в свою очередь, подчиняется головному мозгу, который и является главным “двигателем” психического развития. Вывод напрашивается сам собой: правильное психическое развитие ребенка будет невозможным, если не уделять внимание развитию различных зон его мозга. 

Этапы детского психического развития

Психика крохи начинает свое развитие уже в первый месяц жизни и имеет определенную этапность. Каждый этап имеет свою определенную цель и, в конечном счете, завершается кризисом. Однако, не стоит пугаться и паниковать. Кризис для ребенка — это не что-то ужасное, как думают многие мамы и папы. Да, иногда этот период сопровождается некоторыми трудностями, но стоит запомнить, что кризис — это естественный процесс перехода на новый уровень развития. Избежать его не получится, да и в этом нет никакого смысла. 

Примечательно, что все этапы детского психического развития имеют цели и задачи, неравномерные по своей важности и объему.

Младенчество. Этот этап психического развития является первым в жизни ребенка. Начинается он уже с первого-второго месяца жизни и длится вплоть до 1-1,5 года (все возрастные рамки имеют лишь приблизительное значение т.к. процесс развития каждого ребенка происходит сугубо индивидуально и имеет свои особенности. За этот период ребенок совершает большой прорыв, развивает моторику и формирует психологическое состояние. Из абсолютно беспомощного крохи, полностью зависящего от мамы, малыш превращается в самостоятельного человечка, который уже может держать и использовать предметы (ложки, кружки), ходить, играть в игрушки без помощи взрослых (но под присмотром). 

shutterstock_306718712.jpg

Из психических функций в первые 12 месяцев жизни наиболее активно развиваются ощущения, восприятие, внимание. Зарождается формирование памяти и речи. Если говорить о личностном развитии, то младенчество является одним из важнейших периодов для ребенка, ведь именно тогда формируется его привязанность к семье. В свой первый год для малыша жизненно важно чувствовать поддержку и заботу своих родителей, принимать их любовь и нежность. Тогда ребенок будет чувствовать себя в безопасности, а состояние покоя и умиротворения благотворно повлияет на все типы детского развития. 

Кризис одного года. Завершением первого этапа развития малыша и результатом 12-ти месяцев его жизни становится переход на более сложный уровень развития. Это и дает начало процессу перестройки психического и физического состояния, именуемого кризисом первого года. Малыш начинает активно проявлять самостоятельность и старается выполнять те задачи, которые раньше за него выполняла мама. У крохи пропадает необходимость постоянно быть на руках взрослого, ему интереснее познавать окружающий мир, трогать предметы, которые раньше были недосягаемы. 

Ранний возраст. Как правило, так называют период от 1 до 3 лет. В таком возрасте мальчики и девочки начинают активно практиковаться в говорении и проявлять интерес к своим сверстникам. Начинаются первые попытки игр с ровестниками и взрослыми. Позже эти навыки станут ключевыми и будут занимать ребенка вплоть до первого класса, поэтому, следует уделить особое внимание развитию фантазии, мелкой моторики, воображения и других качеств, которые будут полезны ребенку в игре. К двум с половиной годам вы уже сможете заметить, что у малыша практически полностью сформировано ядро личности, он начинает обособляться от семьи, показывая свои личные желания и предпочтения. 

1Xt13hSPTOTft0Adbyl479528458.jpg

Кризис трех лет. Когда рвение ребенка к самостоятельности достигает предела, наступает момент очередного возрастного кризиса. У большинства малышей этот этап приходится на 2,5 — 3 года. Данный период может стать особенно сложным для некоторых семей, потому что теперь малютка начинает в полной мере заявлять о своей самостоятельности и даже требовать ее в весьма агрессивной форме. Трехлетний малыш уже понимает, что он и мама — это два разных организма, что его мнение может отличаться от материнского. Он хочет еще ярче почувствовать собственную независимость, обличая любое свое недовольство в форму протеста. 

Дошкольный возраст. Этот период будет достаточно продолжительным — с трех лет и до первого класса. Главная особенность этого периода заключается в развитии коммуникабельных и физических навыков ребенка посредством игры. Игровая форма дает детям возможность почувствовать себя в роли взрослых, научиться некоторым навыкам, которые пригодятся в дальнейшем. Именно в этом возрасте происходит первый интерес ребят к взрослым профессиям, формирование целей и стремлений, связанных с первыми профессиональными предпочтениями. 

Дошкольники примеряют на себя первые роли в социуме: они активно общаются со сверстниками, учатся взаимодействовать в команде, выстраивают контакты со взрослыми. К 4-5 годам дети уже способны самостоятельно выбирать свой круг общения. Они группируются в мини-коллективы и заводят первых друзей. Стоит отметить, что в это время у ребят активно развиваются волевые характеристики — выносливость, терпеливость и др. — важный аспект, влияющий на формирования психики дошкольника. Мальчики и девочки 5-7 лет уже способны терпеть неудобства и прилагать усилия к тому, чтобы заниматься нужным делом. Развитие этих способностей крайне важно для ребенка, которому предстоит проводить по нескольку часов в день за партой и учебниками. 

002.jpg

Кризис семи лет. Еще один переломный момент для малыша связан расширением спектра обязанностей и повышением уровня ответственности. Совсем недавно он проводил время за беззаботными играми в детском саду, теперь же он подвержен высокой нагрузке, должен соблюдать непривычные правила и нести ответственность за свои действия. Мальчишкам и девчонкам предстоит узнать, что такое настоящая самостоятельность: выполнять домашние задания, собирать рюкзак, кушать в столовой без маминого контроля. Ребенок вступает во “взрослую” жизнь еще с детским, не оформившимся мировоззрением, и кризис семи лет связан именно с этим событием. 

Школьный возраст. Этот период в жизни ребенка направлен, скорее, не на приобретение новых способностей, а на развитие и усовершенствование уже имеющихся. Умственная активность здесь происходит на пике своих возможностей, ведь школьнику нужно постоянно запоминать, анализировать и воспроизводить много информации различного характера: в младших классах это короткие предложения или параграфы, простейшие стихи, алфавит, цифры; в старших классах — объемные стихотворения, доклады, математические, физические и химические формулы, правила русского и иностранного языка и многое другое. 

В личном плане активно протекает подготовка к предстоящей взрослой жизни. Формируются признаки взрослой личности (более сложные вкусы, интересы и склонности), школьник начинает всерьез задумываться о своем месте в обществе и о том, чего он хочет достичь в будущем. Ребенок строит первые планы и продумывает пути их осуществления, которые ему кажутся возможными. В этот момент огромное влияние на детей оказывает их окружение: одноклассники, родители, учителя, старшие братья или сестры. Взрослые, являющиеся примером для школьника, будут служить ему неким ориентиром в формировании собственных желаний. 

Период полового созревания. Подростковый возраст становится очередным кризисом на пути ребенка к взрослению. Он может протекать в разы сложнее и агрессивнее, чем все предыдущие. Конкретные временные рамки этого периода определить сложно, однако, у большинства подростков он начинается с 13-16 лет. Этот кризис также обостряет стремление ребенка к самостоятельности, но, на этот раз, тотальной. У ребят подросткового возраста гораздо больше возможностей стать самостоятельными, чем ранее, однако, ответственность также велика. 

in-class-studying.jpg

Не стоит забывать, что психика школьника в период полового созревания крайне уязвима. Одно неверно сказанное слово может уничтожить самооценку ребенка или нанести серьезную психологическую травму, повлекшую за собой кучу комплексов. Поэтому, в этот период нужно особо аккуратно выбирать направление беседы, стараться поддерживать с дочерью или сыном дружеские отношения, проявлять снисходительность и терпимость. 

Факторы НПР

Факторами психического развития детей являются причины, по которым это развитие и  происходит. Детскими психологами и психотерапевтами уже давно были сформированы два основных фактора НПР у малышей. 

  • Социальная жизнь. Условия жизнедеятельности должны способствовать развитию, а не подавлять его. Это значит, что ребенку необходим постоянный уход, покровительство и защита взрослых, комфортная и спокойная атмосфера в семье, любовь, внимание и уважение. С малышом необходимо заниматься: читать, выполнять физические упражнения, помогать с уроками и прочее. 
  • Собственная инициатива. Ваше дитя проявляет активность, интересуется чем-то? Не стоит пресекать и подавлять это. Собственная активность — залог правильного развития нервно-психических черт. Одних ваших стремлений и действий недостаточно для того, чтобы вывести ребенка в социальную среду. Малыш должен сам заинтересоваться в чем-то, приобрести рвение к получению знаний. 

Поделиться статьёй:



Источник: top100deti.ru


Добавить комментарий