Направления валеологии

Направления валеологии

Валеология (от латинского — здравствую) — это область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Одним из направлений валеологии является педагогическая валеология.

Педагогическая валеология — это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами.

В педагогической валеологии определены два направления:

Педагогические аспекты валеологического образования.

Валеологические основы общего образования.

Термин «валеология» впервые был предложен проф. И.И.Брехманом в 1980 г. Он оказался актуальным, так как проблема состояния здоровья населения России становится с каждым годом все более острой. Особенно тревожит здоровье детей, Результаты массовых обследований состояния здоровья детей угрожающи для будущего страны: сокращаются рождаемость и доля здоровых новорожденных детей; растет уровень детской смертности; увеличивается количество «социальных сирот».

Но особенно должно волновать представителей системы образования стремительное падение здоровья детей от класса к классу. В среднем по России 10% выпускников могут считаться здоровыми. Отсюда следует, что одним из факторов, влияющих на снижение здоровья детей, является сама система образования.

На протяжении многих лет целью воспитания и образования провозглашается воспитание всесторонне развитой личности, на деле же качества личности, уровень ее культуры и нравственности отходят на второй план. Приоритетным направлением образования и воспитания стали знания. Однако известно, что знания сами по себе еще не гарантируют душевных и духовных качеств человеку. Часто они идут вразрез с нравственным, психическим и физическим здоровьем ребенка. Это происходит тогда, когда знания становятся самоцелью. Понятно, что знания человеку нужны, но не как самоцель, а как средство для развития личности ребенка, как инструмент решения им своих жизненных задач. Целью воспитания и образования должен стать сам ребенок, его физическое, душевное и духовное развитие.

Негативные результаты воспитания и образования можно преодолеть путем формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным законам.

Валеология может помочь решить эти проблемы; помочь переосмыслить весь учебно-воспитательный процесс с позиции здоровьетворения. Для этого все педагоги должны владеть технологиями управления процессами сохранения, пополнения и укрепления здоровья, должны стать учителями здоровья.

Валеология учит человека строить отношения с самим собой (своим телом, душой и разумом); отношения с людьми; отношения со всем своим окружением. Валеология подходит к здоровью человека с позиции «само» (самоосознание, самопознание, самооздоровление, самосовершенствование). Следовательно, предметом валеологии является процесс здоровьетворения, который строится на знании законов человеческого здоровья, на знаниях особенностей и возможностей своего организма, на владении умениями и технологиями сохранения, поддержания и улучшения собственного здоровья.

«Здоровье» является важнейшей категорией валеологии. Для понимания этой категории можно выделить следующие основания:

понятие «здоровье», как область человеческой культуры, включает в себя в единстве три составляющие; тело, душу и разум, следовательно здоровье — это совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями); культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями);

здоровье человека — это результат его собственной деятельности;

уровень здоровья определяется запасом, объемом жизненных сил человека; путь здоровья — это путь накопления, сохранения и усиления жизненных сил;

здоровье — это уровень адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных и др.);

здоровье каждого человека находится в зависимости от здоровья окружающих его людей;

система массового образования является механизмом здоровьетворения ребенка и в целом человечества, ибо почти каждый человек связан с ней всю свою жизнь: когда учится сам, когда учатся его дети, и когда учатся его внуки.

Признаками здоровья являются специфическая (имунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

  • — показатели роста и развития;
  • — функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • — наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • — уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% — от экологии, 10% — от деятельности системы здравоохранения, 50% — от самого человека, от образа жизни, который он ведет.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни — экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

Качество жизни — социальная категория, представляющая степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей.

Стиль жизни — социально-психологическая категория, характеризующая поведенческие особенности жизни человека.

Первые две категории носят общественный характер. Отсюда следует, что здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ); это понятие положено в основу валеологии.

В основе здорового образа жизни лежат биологические и социальные принципы. К биологическим принципам относятся:

  • — образ жизни должен быть возрастным;
  • — образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим;
  • — образ жизни должен быть ритмичным; образ жизни должен быть умеренным.

К социальным принципам относят:

  • — образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным;
  • — образ жизни должен быть волевым;
  • — образ жизни должен быть самоограничительным.

В понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

  • — отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
  • — оптимальный двигательный режим;
  • — рациональное питание;
  • — закаливание;
  • — личная гигиена;
  • — положительные эмоции.

Здоровье в нашем обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности. Решение этой задачи возможно при работе по следующим направлениям:

  • — валеологическое образование каждого человека начиная с самого раннего возраста;
  • — создание оптимальных условий и рациональная организация труда и отдыха школьников — педагогическая валеология.



Источник: vuzlit.ru


Добавить комментарий