Нарушение нервной системы у детей

Нарушение нервной системы у детей

Печатается по изданию: Захаров А. И. «Как пре­дупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. садов и родителей» – 2-е изд. доп.– М.: Просвещение, 1983, с; 7-19. В пособии рассматри­ваются виды и причины нервно-психических наруше­ний. Описаны отклонения в поведении ребенка при различных нарушениях, знание которых необходимы воспитателям и родителям для решения задач укреп­ления здоровья детей и правильного формирования личности растущего человека.

Нервно-психические нарушения у детей, обозначаемые для краткости как нервные нарушения, или нерв­ность, содержат разнообразный спектр своих проявле­ний. По степени распространенности их можно разде­лить следующим образом:

1. Минимальная мозговая недостаточность (дис­функция).

2. Невропатия.

3. Невротические реакции, неврозы, психосоматичес­кие заболевания.

4. Органические нарушения нервной системы.

5. Психическое недоразвитие, умственная отсталость.

6. Психопатии (патологические характеры) и пато-характерологическое развитие.

7. Психические заболевания. Из этого списка невротические реакции, неврозы и психосоматические заболевания относятся к такой сфере деятельности врача, как психоневрология. Минимальная мозговая недостаточность, невропатия и органические нарушения нервной системы отойдут к невропатологии. Психическое недоразвитие, психопатии и психические заболевания находятся в компетенции психиатрии. Следовательно, по крайней мере необходимы три врача в области нервно-психических заболеваний – психоневролог, невропатолог и психиатр.

В настоящее время имеются только два последних специалиста, что делает невозможным своевременную диагностику и помощь детям со столь распространен­ными невротическими реакциями, неврозами и психосо­матическими заболеваниями. На практике невропатологи считают, что неврозами должны заниматься психиат­ры, а последние отсылают больных к невропатологам, мотивируя это отсутствием психического заболевания. Частичным решением этой проблемы стало привлечение психологов для оказания помощи детям, находящимся в неблагополучных условиях, испытывающим личност­ные проблемы и состояние стресса.

Сегодня очень медленно, но все же расширяется сеть медицинских психологов, более тесно соприкасающихся с вопросами неврологии и психотерапии. Заметим, что психотерапия в своей основе–метод не столько психи­ческого, сколько психологического воздействия на боль­ного с целью устранения функциональных нервно-пси­хических нарушений и наслоений, возникших в резуль­тате психических травм, длительных переживаний и конфликтов, т. е. состояния дистресса. Психотерапевти­ческое влияние может быть полезным как со стороны невропатолога, так и со стороны психиатра. Но как ос­новной метод лечения психотерапия находит наиболь­шее применение в психоневрологии, позволяя успешно воздействовать на неврозы и психосоматические забо­левания (функциональные расстройства внутренних ор­ганов и кожи на почве стресса). Психотерапевт–это, по существу, специалист по лечению неврозов, о которых мы поговорим позже, посвятив им большую часть кни­ги. Пока же рассмотрим другие виды нервности, с кото­рыми часто сталкивается воспитатель по роду своей ра­боты.

Минимальная мозговая недостаточность (сокращен­но ММН) – наиболее распространенный, хотя и не са­мый тяжелый вид нервности. Причины ее разнообразны. Это тяжелое течение беременности, особенно первой половины: токсикозы, угроза выкидыша. Это вредное воз­действие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, а также некоторых микробов и вирусов. Это преждевременные или переношенные роды, слабость родовой деятельности и ее длительное течение, недостаток кислорода (гипоксия.) из-за сдавления пуповины, обвития вокруг шеи. После родов неблагоприятное воздействие на мозг оказывают плохое питание, частые или тяжелые забо­левания и инфекции, сопровождающиеся различного ро­да осложнениями, глистные инвазии и лямблиоз, уши­бы мозга, отравления и, конечно же, экологическая об­становка в регионе. Срабатывает и генетический фактор, когда большая вероятность рождения нервно ослаблен­ных, невыносливых и часто болеющих детей будет у ро­дителей с аналогичными проявлениями.

Симптомы ММН: повышенная умственная утомляе­мость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоми­нании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты. Воз­можны головные боли, перевозбуждение ребенка к кон­цу дня пребывания в детском саду при наличии холе­рического темперамента и заторможенность при нали­чии флегматического темперамента. Сангвиники воз­буждаются и затормаживаются почти одновременно.

ММН не является постоянным видом нервности: су­ществуют значительные колебания в связи с ухудшени­ем или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом, сочетанием с другими видами нервно­сти. 42% родителей детей 4 лет положительно отвечают на вопрос: быстро ли устает, отвлекается, становится вялым или раздражительным при занятии ваш ребенок? В максимальной мере признаки ММН проявляются в начальных классах школы.

В литературе вместо ММН можно встретить аббре­виатуру ММД–минимальная мозговая дисфункция. Нам представляется практически более удобным обо­значать ММД следующий комплекс нарушенного пове­дения: повышенную возбудимость, непоседливость, раз­бросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а1 также доступной возрасту критичности. Нередко эти дети, что называется, «без тормозов», ни секунды не могут посидеть на месте, вскакивают, бегут, «не разбирая до­роги», постоянно отвлекаются, мешают другим. Они легко переключаются с одного занятия на другое, не до­водя начатое дело до конца. Утомление наступает го­раздо позже, и оно менее выражено, чем у детей с ММН. Легко даются и тут же забываются обещания, характерны шутливость, беспечность, озорство, невысокое интеллектуальное развитие. Осла ленный инстинкт самосо­хранения выражается в частых падениях, травмах, уши­бах ребенка.

Далеко не обязательно дети с ММД имеют холериче­ский темперамент, как это может показаться на первый взгляд. Скорее, их непоседливость, отвлекаемость и есть проявления ММН–общей ослабленности мозга. Вместе с тем, это и недостаток самоконтроля, сдерживающих начал вследствие врожденной, генетически обусловлен­ной неразвитости лобных отделов мозга, ответственных за функции контроля, волевого сосредоточения и кри­тики. Непосредственно органически церебральной (моз­говой) подоплекой ММД в подавляющем числе случаев будет хронический алкоголизм родителей, оказывающий повреждающее воздействие на эмбриональную (началь­ную) стадию внутриутробного развития. Вместе генети­ческие и церебрально-органические изменения мозга и создают описанные выше особенности характера и по­ведения этих детей.

Невропатия–другой распространенный вид нервно­сти детей, определяемый как болезненно повышенная нервная чувствительность. Она может быть врожденно­го плана, поскольку у нервно-соматически ослабленных родителей вероятность появления детей с подобными нарушениями высока. Это конституционально-генетический фактор в происхождении невропатии. Наследо­ваться могут: аффективная неустойчивость и чуткий или чрезвычайно глубокий сон; склонность к головным бо­лям; колебаниям артериального давления, аллергии и спазмам желудочно-кишечного тракта на нервной поч­ве; повышенная чувствительность к действию метеофак­торов и многое другое, объединяемое нервно-вегетатив­ной регуляцией внутренней среды организма.

Другим фактором невропатии будут различные от­клонения в течении беременности, преимущественно во второй ее половине, в виде нефропатии–позднего ток­сикоза беременности (повышенное артериальное давле­ние, отеки, белок в моче). Наряду с конституциональню-генетическим фактором большое значение в происхож­дении невропатии имеет фактор острого или хронического стресса при беременности. Стресс вызывается рядом неблагоприятных жизненных обстоятельств: труд­ности с учебой в институте, отсутствие нормальных жи­лищных условий, конфликты с родственниками, неуверенность в прочности брака, нежелательная беремен­ность, страх перед родами и т. д.

Стресс, обусловленный отрицательными пережива­ниями,–дистресс приводит к гормональным изменени­ям в организме матери. Выбрасываемый при этом гор­мон беспокойства и страха–адреналин через общую кровеносную сеть с плодом легко попадает в его раз­вивающийся мозг, и в частности в так называемую диэнцефальную область, где находятся нервные (вегета­тивные) центры управления работой внутренних орга­нов и кожи. Соответствующим образом начинает беспо­коиться и плод или же он затихает на некоторое время, инстинктивно успокаивая себя сосанием большого паль­ца руки (это отчетливо видно на снимках начиная с 4,5–6 месяцев внутриутробного периода). После рожде­ния такой ребенок вздрагивает от малейшего шума, беспокойно спит, часто срыгивает, его мучают метеоризм (пучит животик) и боли в кишечнике из-за перио­дически возникающих нервных спазмов (колики в З–5 месяцев). К году проявления невропатии становятся более заметными, к 2–3 годам достигают своего мак­симума, затем при благоприятном стечении обстоя­тельств постепенно уменьшаются и сходят на нет к 10 годам. Именно с 10 лет нервная система ребенка начинает функционировать на качественно новом уровне своего развития, нервные клетки при этом покрывают­ся миелиновой защитной оболочкой, устанавливается приближенный к взрослому биоритм сна.

Наиболее устойчивые, выраженные проявления невропатии выглядят следующим образом:

1. Эмоциональная неустойчивость–лабильность, в том числе легкость возникновения аффектов, плача, бес­покойства, расстройств настроения.

2. Вегетососудистая дистония в виде колебаний ар­териального давления преимущественно в сторону его понижения (гипотония), головокружений, повышенной потливости, ознобов, сердцебиений и неустойчивости пульса, плохого самочувствия при колебаниях барометрического давления (метеопатия). Вегетативная неус­тойчивость выражается легкостью возникновения спазмов лица (покраснение или побледнение), головы (го­ловные боли), дыхательных путей (ложный круп у детей первых лет жизни, астма в последующие годы), пищевода («комок в горле», «каша во рту»), желудка и кишечника (срыгивание у грудных детей, тошнота и рвота, боли в животе в области пупка, расстройство стула на нервной почве), желчевыводящих путей (дискинезия).

Сочетание эмоциональной лабильности и вегетососудистой дистонии порождает легкость возникновения. эмоционального стресса и вегетативных расстройств со стороны внутренних органов или систем, ослабленных подобно местам «наименьшего сопротивления организ­ма» неблагоприятным воздействиям конституциональных (врожденных) и приобретенных факторов.

3. Нарушения сна: затрудненное засыпание, чуткий с пробуждениями или чрезмерно глубокий сон с непроизвольным мочеиспусканием, плохое самочувствие ут­ром, ранний (до 4 лет) отказ спать днем.

4. Нарушения обмена веществ преимущественно в виде диатезов: экссудативно-катарального (опрелость, мокнущая кожа, зуд с последующим развитием под влиянием стресса, нейродермита), лимфатико-пластического (одутловатость, пастозность, аденоиды в дошкольном и ангины в младшем школьном возрасте), нервно-артритического (повышенная чувствительность костей и суставов к охлаждению, сырости, полиартрит– воспаление суставов и ревматизм в подростковом воз­расте).

Отдельно и в связи с диатезами следует сказать об аллергии–болезненно заостренной реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые веще­ства в виде раздражения слизистых (кашель) кожи (зуд, крапивница), отеков лица.

Детям с невропатией присущи недостаточная фер­ментативная активность в первые годы жизни, плохой аппетит, сниженная масса тела. Заставить их есть всегда проблема для родителей, нередко перерастающая в конфликт. Насильное же кормление сопровождается на­растающим отвращением к пище, а то и рвотами и чре­вато ввиду низкого количества выделяемого желудочно-кишечного сока развитием желудочно-кишечных расстройств типа гастрита.

5. Минимальная мозговая ослабленность–ММО. Напоминает ММН с большим акцентом на утомляемо­сти нервных клеток при шуме и длительном психическом напряжении. Через 2–3 часа пребывания в однообразной атмосфере группы ребенок становится все менее сосредоточенным, все более вялым и раздражитель­ным одновременно. Ему необходимо побыть одному, по­играть, отдохнуть, отвлечься, переключиться на привычный ритм жизнедеятельности. По возвращении домой из детского сада требуется не менее 1–2 часов для сня­тия нервно-психического напряжения и восстановления естественного состояния. Поэтому вечерние часы не са­мое подходящее время для бесед с ребенком о его по­ведении.

6. Соматическая ослабленность организма, обуслов­ленная общим снижением его реактивности, защитных, иммунных сил и отмеченной выше вегетативной дис­функцией в управлении внутренними органами. Выражается частыми заболеваниями прежде всего со сторо­ны верхних дыхательных путей, их хроническим тече­нием. Имеется отчетливая связь с действием нервных, стрессовых факторов, подтверждаемая заболеванием вскоре после посещения яслей и детского сада.

7. Психомоторные нарушения в виде нервных тиков, заикания, ночного и дневного недержания мочи, энкопреза (недержания кала). Психомоторные нарушения невропатической природы большей частью не осознаются, не замечаются ребенком. Они зависят от времени года, утомления, нервного напряжения (стресса).

Не нужно думать, что эмоциональная лабильность, вегетососудистая неустойчивость, нарушения сна, обме­на веществ, ММО, соматическая ослабленность и психо­моторные нарушения встречаются только при невропатии. Они могут существовать как отдельно, так и быть проявлениями других нервно-психических заболеваний. О невропатии как общей нервной ослабленности орга­низма можно говорить при наличии по крайней мере трех из перечисленных выше признаков. Чем их боль­ше, тем более выражена невропатия.

К распространенному виду нервности относятся и неврозы, нередко протекающие на фоне невропатии и тех или иных неполадок в соматической и физической сфере организма. Главное, что отличает неврозы от дру­гих видов нервности,–это предопределяющая роль в их происхождении психогенных факторов – психических травм, переживаний и напряжений, с которыми не мо­жет справиться ребенок и которые подобно дистрессу приводят к болезненному расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма. Психоген­ный, психологически мотивированный характер проис­хождения неврозов подразумевает их функциональность и обратимость при условии оказания своевременной квалифицированной помощи со стороны воспитателя, психолога и врача.

Помимо неврозов как заболеваний различают нев­ротические реакции – относительно кратковременные аффективные переживания в ответ на действие психотравмирующих факторов. К невротическим реакциям относятся: повышенная возбудимость, капризность или заторможенность в первое время посещения дошкольно­го учреждения; страхи, ухудшающие временно настрое­ние и сон; состояние подавленности (депрессии) при расставании; заостренные переживания в связи с нали­чием заболевания или физического дефекта и т. д.

Невротические реакции требуют скорее не лечения, а правильного педагогического и психологического под­хода со стороны взрослых. Важно понять источники пе­реживаний детей, что невозможно без способности ро­дителей к анализу и самокритике. При наличии эмоцио­нального контакта с детьми и авторитета родителей, взаимопонимания в семье невротические реакции копируются (проходят) достаточно быстро. Если же они по­вторяются и имеют тенденцию с возрастом не умень­шаться, а увеличиваться по своей интенсивности, то не исключено состояние хронического эмоционального стресса, легко перерастающее в невротическое состоя­ние (когда невротические реакции сливаются друг с другом) и невроз как нервно-психическое заболевание, подразумевающее определенное своеобразие формиру­ющейся личности. В этом случае уже требуется профес­сиональная психологическая и психотерапевтическая помощь.

Если объединить невротические реакции и неврозы в одну группу, то в статистическом отношении она будет встречаться не реже, чем невропатия, и практически на­равне с ММН. О сочетании невротических реакций и неврозов с акцентом на последние можно говорить при наличии следующих проявлений: повышенная возбудимость, нервность; капризность; неустойчивое, легко ме­няющееся настроение; заостренная эмоциональная чув­ствительность и впечатлительность; ранимость, склон­ность легко расстраиваться, много волноваться; плак­сивость; неспособность защитить себя; боязливость, пугливость, неуверенность в себе.

Если брать только такую характеристику, как «эмоционально чувствительный и впечатлительный, ранимый, легко расстраивается», то она говорит не о неврозе и невротической реакции, а о сензитивности – эмоционально заостренной чувствительности. По оценке роди­телей, сензитивность присуща больше всего девочкам 4 и мальчикам 5 лет. Это подтверждают и воспитатели. Они же отмечают увеличение у мальчиков 5 лет помимо сензитивности лабильности настроения, робости, нере­шительности и боязливости. Это уже можно расценить как невротические отклонения в поведении тормозимого круга. В менее выраженном виде они будут иметь ме­сто у девочек 6 лет. Именно в старшем дошкольном возрасте (по данным интервью с детьми) встречается наибольшее количество страхов, отражающих возросшее понимание опасности и осознание конечности жизненно­го пути–смерти. Недаром в этом возрасте типичен нев­роз страха, в то время как у младших дошкольников чаще встречается истерический невроз и в 3 года – не­врастения в ответ на неразрешенные проблемы адапта­ции в детском саду.

Мы видим, по оценке родителей и воспитателей, большую вероятность появления невротических откло­нений в поведении у мальчиков 3 и 5 лет, у девочек 4 и 6 лет. Эти возрасты будут по-своему чувствительны к появлению невротических расстройств, что уже и само по себе требует оказания своевременной психологичес­кой помощи, предотвращающей развитие невроза как заболевания и невротическое формирование личности.

Перейдем к рассмотрению органических нарушений нервной системы, имеющих опять же наследственный и приобретенный характер. Наибольший интерес для нас будет, представлять резидуальная церебральная органи­ческая недостаточность (остаточная мозговая органиче­ская недостаточность). Появление органических нару­шений чаще всего связано с тяжелой патологией родов, нарушающей поступление кислорода в мозг новорож­денного (состояние асфиксии–удушье, отсутствие кри­ка или вызывающей механическое повреждение и кро­воизлияние в мозг (кефалогематома). В ряде случаев органические изменения являются следствием тяжелых вирусных поражений плода, начавшегося, но остановленного выкидыша или сильного ушиба с частичным отделением при этом плаценты (плодное место, через которое проходят сосуды, снабжающие мозг плода кислородом и питательными веществами). Повреждающее действие оказывает и резус-конфликт при появлении антител вместе с патологической (в отличие от физиологической) желтушностью и отсутствием своевременной медицинской помощи. Следует упомянуть о сепсисе (микробное заражение крови) и воспалении легких (пневмония) в период новорожденности с осложнения­ми на мозг. Одной из частых причин органических на­рушений мозга является выраженная недоношенность ребенка вследствие преждевременных родов или реже переношенность из-за их задержки.

Все эти дети раньше, как правило, не выживали; сейчас же случаи смертности при родах стали значи­тельно более редким, но, к сожалению, еще не исклю­ченным явлением. Соответсвенно увеличилось число детей, причина нервности которых – отдаленный резуль­тат патологии родов и периода новорожденности.

К органическим нарушениям мозга могут привести и более поздние повреждающие факторы, главным обра­зом до 2 лет, когда мозг особенно раним и незрел. Сре­ди них на первом месте – механические повреждения мозга при сотрясении и ушибе, на втором — воспалительные явления типа менингита.

По мере своего развития организм в той или иной степени компенсирует наследованные и особенно приоб­ретенные нарушения центральной нервной системы, но, пока это не произошло полностью, мы можем квалифи­цировать их как остаточные явления, как резидуальную церебральную недостаточность. Внешне это доста­точно часто проявляется так называемым психопатоподобным поведением, т. е. напоминающим психопатию, но не являющимся таковым в своей сущности. Повышенная возбудимость, гнев, ярость, агрессия легко возникают по любому поводу или без него на фоне плохого на­строения, раздражительности и злости.

У детей с выраженными органическими нарушения­ми мозга обычно отсутствуют сдерживающие начала, чувство вины и переживания случившегося. Они бесце­ремонны и расторможены, у них рано пробуждается и приобретает патологические формы сексуальное влече­ние. При общении со сверстниками им свойственны постоянная конфликтность и драчливость, заметно выра­женные к концу дня пребывания в группе. Лучшее, что можно сделать для этих детей,–забирать их как можно раньше из детского сада или не водить в него вооб­ще. В группе им нужно предоставить дополнительную возможность для снятия патологически накапливающе­гося нервного напряжения. Например, разрешить поиграть самостоятельно в спортивном зале. Не следует за­бывать о возможности и даже необходимости оказывать этим детям медицинскую помощь, включая назначение общеукрепляющих, успокаивающих и уменьшающих внутричерепное давление средств.

В другом варианте органические нарушения мозга проявляются быстрой утомляемостью и истощаемостью на занятиях, заторможенностью чувств и влечений; об­щей пассивностью и вялостью, что обозначается как церебрастенический синдром. Подобные изменения пове­дения напоминают ММН, но они значительно более вы­ражены, особенно в плане истощаемости, заторможенностн и вялости, возникающих даже без каких-либо ощутимых нервно-психических нагрузок. Иногда утом­ляемость бывает настолько выражена, что этим детям просто противопоказано нахождение длительное время среди большого количества сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: дети с органическими нару­шениями мозга нуждаются в психологической помощи. Нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими негативными качествами, так как тем самым можно нанести большой вред здоровью детей.

Несколько слов нужно сказать и о психопатиях – патологических характерах, проявляемых устойчивыми отклонениями в поведении. В отличие от органических нарушений нервной системы возникновение психопатий детерминировано не внешними (экзогенными) фактора­ми, а внутренними (эндогенными) или генетическими психическими неполадками. Другими словами, это влия­ние аномального склада характеров у родителей или прародителей. Патологическая наследственность неред­ко дает о себе знать у приемных детей, поведение кото­рых начинает отклоняться уже в первые годы жизни, несмотря на самое хорошее отношение к ним в семье. Тем более способствуют усилению или проявлению ге­нетических отклонений в поведении у детей неправиль­ное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы роди­телями, ведущими аморальный и нередко асоциальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отверг­нутым, когда он забит в буквальном смысле слова и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Причем последние не за­мечают или реагируют неадекватно на свои отклонения в обращении с детьми. Естественно, что такие родители не обращаются за психологической и тем более психо­терапевтической помощью, а если ребенок находится под наблюдением невропатолога или психиатра, не толь­ко не выполняют предписания врача, но и всячески со­противляются им. Патология, порождает патологию, по­добно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними.

Различные аномалии воспитания способны и сами по себе привести к существенным нарушениям в формиро­вании характера ребенка, обозначаемым как патохарактерологическое развитие. Фактически оно является от­кликом на патологически измененное поведение родите­лей, продиктованное их неадекватными установками на воспитание, а также психопатическими особенностями характера и личности. В этом ряду будут: авторитарное, подавляющее волю ребенка воспитание; чрезмерная принципиальность; попустительство любым прихотям и капризам ребенка; непоследовательность, импульсив­ность и жестокость; отсутствие ухода и заботы. Патоло­гическое воздействие оказывают и постоянные конфликты между родителями, их грубость и агрессивность, так. как ребенок непроизвольно усваивает такой стиль об­щения.

Психопатия как патологический склад характера в полной мере заявляет о себе в подростковом и юношес­ком возрасте. Но уже в первые годы жизни дети с психопатическими чертами обращают на себя внимание расторможенностыо или реже тормозимостью вместе с конфликтностью, недружелюбием и агрессивностью, а также устойчивостью патологических проявлений, не­критичностью в их восприятии, трудностью психолого-педагогичсской коррекции и психотерапии.

Оказать помощь этим детям все же можно в первую очередь именно в дошкольном возрасте, но только в комплексе продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий.

На практике иной раз нелегко разделить и четко, однозначно дифференцировать рассмотренные виды нервности и отклонений в поведении. Но уже само по себе понимание воспитателями болезненного, неестественного характера их происхождения позволяет по возможности как можно раньше использовать весь доступный арсенал психологических и воспитательных мероприятий.

Некоторые критерии отграничения невропатии и пси­хопатии, неврозов и психопатий приведены в таблицах 1, 2.

Таблица 1. Различия между невропатией и психопатией

п/п

Сфера отграничения

Невропатия

Психопатия

1

Роль неблагоприятной наследственности

Относительно не­ большая

Предопределяющая

2

Время проявления нервности

Непосредственно после рождения

На втором году жизни и особенно в подростковом возрасте

3

Ведущая область поражения

Нервно-вегетативная и соматическая сфера организма

Психическая сфера

4

Стойкость проявлений

Неустойчивость и обратимость с возрастом

Устойчивость и относительная не­ обратимость

5

Изменение с возрастом

Уменьшается

Увеличивается

6

Склонность к беспокойству и чувству вины

Выражена

Отсутствует

7

Агрессивность

Нехарактерна

Одно из главных проявлений

Если попытаться определить процент нервных детей дошкольного возраста, включающий в себя все рассмот­ренные виды нервности, то наиболее подходящим для этой цели будет утвердительный ответ родителей на вопрос: имеются ли нервные нарушения у ребенка, по поводу которых вы обращались или хотели бы обра­титься к невропатологу? У мальчиков этот процент будет равен 34, у девочек–26,5 (данные анализа 1267 анкет родителей детей 3–7 лет). Проблемы с нервной системой или то или иное неблагополучие в нервно-психической сфере свойственны, таким образом, в большей степени мальчикам (каждый третий), чем девочкам (каждая четвертая).

Таблица 2 Основные различия неврозов и психопатий

№ п/п

Сфера отграничения

Неврозы

Психопатия

1

Наследственность

Незначима

Предопределяю­щая

2

Патологические изменения характера

Парциальные (от­дельные черты) или отсутствуют

Тотальные (патологический склад характера в целом)

3

Расторможенность

Отсутствует

Выражена

4

Конфликтность в сочетании с агрессивностью и же­стокостью

Отсутствует

Выражена

5

Чувство вины, стыда, сочувствие, переживание случившегося

Выражены

Отсутствуют

6

Устойчивость проявлений

Обратимость в ре­зультате благоприятного изменения обстоя­тельств или лечения

Относительная необратимость и ус­тойчивость

7

Отношение к ока­занию помощи и лечению

Положительное, поиск помощи

Отрицательное, отказ и негативизм

Нервность мальчиков более выражена в неполной семье. У них чаще проявляются или агрессивность в общении со сверстниками или несамостоятельность, за­висимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются по­вышенная возбудимость и неустойчивость настроении, конфликтность, упрямство и негативизм. К тому же они испытывают большие проблемы в адаптации и общении со сверстниками. Во всех случаях дети из неполной семьи требуют особого внимания со стороны воспитателя ля, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативными к помощи извне.

Лебединский В. В.



Источник: studfile.net


Добавить комментарий

Adblock
detector