Проблема йодного дефицита

Проблема йодного дефицита

29

Министерство образования и науки

Донецкой Народной Республики

Учреждение дополнительного образования

«Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодежи»

Отделение: валеология

Секция: химия

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЙОДОДЕФИЦИТА

Работу выполнила:

Мацнева Екатерина Александровна,

ученица 10 класса

МОУ «Александровская

школа Марьинского района»

Научный руководитель:

Лысенко Ольга Александровна,

учитель химии и биологии

МОУ «Александровская

школа Марьинского района»

Донецк – 2017

В Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи ДНР в разделе 3. «Актуальность Концепции» отмечено, что «Проблема формирования жизненных навыков является актуальной и важной как для становления подрастающей личности, так и для функционирования общества в целом».

За данными российских ученых было установлено, что у 85,5 % детей в йододефицитных районах наблюдаются отклонения в различных показателях здоровья, а у 30 % детей выявлены грубые нарушения в большинстве исследуемых функций. В йододефицитных районах даже дети, которые учатся хорошо, имеют «задолженность» в сфере внимания на 56 %, восприятия – на 30 %, мелкой моторики – на 17 %, а темп умственной деятельности у них занижен на 20 % в сравнении с нормой. Установлено, что высокая распространенность эндемического зоба среди школьников ведет к снижению познавательных способностей на 15 %.

Сегодня йододефицит, в той или иной степени, испытывают практически все жители Донбасса, поскольку наши природные почва и вода бедны на Йод.

Таким образом, рассматриваемая нами проблема, является достаточно значимой как для нашего города, так и для нашего края. 

Ежегодные углубленные медицинские осмотры показывают неуклонный рост ухудшения состояния здоровья учащихся нашей школы. Поэтому проблема профилактики йододефицита очень актуальна и для учащихся нашей школы.

Цель нашей работы: изучить состояние проблемы профилактики йододефицитных заболеваний среди учащихся, способствовать повышению уровня знаний по этому вопросу и, что особо важно, формированию мотивации в необходимости приобретения умений и навыков сбалансированного питания.

Таким образом, тема нашей работы информационно-исследовательская и, на наш взгляд, может принести практическую пользу в формировании здорового образа жизни человека.

Для нормального функционирования организма человеку необходимо поступление с пищей определенных элементов. В частности, необходимо, чтобы в рационе присутствовали продукты, богатые витаминами, макроэлементами и микроэлементами.

Одним из самых важных для здоровья человека химических элементов является Йод.

Йод принимает участие во всех жизненно важных процессах в организме.

Йод в организм человека должен поступать постоянно и в необходимом количестве на протяжении всей жизни.

Всемирная организация здравоохранения признала, что четверть населения нашей планеты постоянно страдает от ухудшения здоровья вследствие йододефицита.

120 стран признали, что недостаток Йода – это серьезная проблема на пути развития общества, которая тормозит его социальное и экономическое развитие.

Основная причина широкого распространения йододефицитных заболеваний, состоит в том, что традиционный пищевой и водный рацион не в состоянии обеспечить достаточного количества Йода, необходимого для нормального функционирования щитовидной железы, а использование богатых этим элементом продуктов, в силу разных причин, может быть ограничено.

Несколько лет назад ученые, на основе исследований с использованием современных методов оценки интеллекта человека, сделали сенсационное заключение: недостаток Йода, в первую очередь, отражается на умственных способностях человека.

В то же время ранняя адекватная профилактика и коррекция могут предотвратить или значительно снизить риск развития интеллектуальной недостаточности при целом ряде распространенных в детском возрасте состояний и заболеваний. 

Осознавая важность проблемы осуществления профилактики йододефицита, мы решили привлечь к ней внимание учащихся нашей школы, учителей, родителей. С целью определения уровня осведомленности учащихся нашей школы о биологической роли Йода и его влиянии на здоровье человека мы провели анкетирование среди учеников нашей школы

Мы использовали метод Старожука Б.А. и определили содержание йода в организме некоторых учащихся школы. 

В результате проделанной нами работы, мы пришли к следующим выводам:

1. Проблема йододефицита существует и является актуальной для нашего района.

2. Недостаток Йода в организме приводит к развитию многих заболеваний, а также существенно снижает умственные способности учащихся.

3. Существует зависимость между низкой успеваемостью учащихся и недостаточным содержанием Йода в их организме.

Надеемся, что наша работа будет способствовать повышению уровня знаний учащихся по данному вопросу и, что особо важно, формированию мотивации в необходимости приобретения умений и навыков сбалансированного питания, ведения здорового образа жизни.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….6

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ …………………… 9

1.1. Значение йода для организма человека …………………………………9

1.2. Проблема йододефицита …………………………………………………11

1.3. Причины распространения йододефицитных заболеваний …………..12

1.4. Современные виды профилактики йододефицитных

заболеваний ……………………………………………………………….14

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………….16

2.1. Материалы и методы исследований …………………………………….16

2.2. Определение уровня информированности учащихся школы

о проблеме йододефицита и наличия навыков профилактики ………..19

2.3. Результаты исследований ……………………………………………….20

ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….22

Литература……………………………………………………………………24

Приложения …………………………………………………………………25

ВВЕДЕНИЕ

В Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи ДНР в разделе 3. «Актуальность Концепции» отмечено, что «Проблема формирования жизненных навыков является актуальной и важной как для становления подрастающей личности, так и для функционирования общества в целом».

Проблема йододефицита известна давно и в настоящее время чрезвычайно актуальна для многих стран. Более 1 миллиарда жителей Земли живут в местах с пониженным содержанием йода в биосфере (воде, почве, воздухе, продуктах питания). В результате такой недостаточности у 200 миллионов людей возникает увеличение щитовидной железы (эндемический зоб), у 20 миллионов появляется умственная отсталость на фоне недостаточности гормонов щитовидной железы.

География йодного дефицита разнообразна. Если раньше считалось, что возникновение йододефицитных заболеваний возможно только в определенных географических областях , что подтверждалось большой распространенностью зоба среди местного населения, то сейчас серьезная йодная недостаточность выявлена и на морских побережьях, в больших городах, в высокоразвитых странах.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире 1,5 млрд человек страдают от дефицита Йода. Каждый год на свет пояляется 100 тыс. детей с врожденной умственной отсталостью от недостатка Йода. Две трети территории Украины принадлежат к регионам природного йододефицита. У 0,6 % населения Украины наблюдается значительный дефицит Йода в организме. За последние 10 лет патология щитовидной железы в Украине возросла в 10 раз.

За данными российских ученых было установлено, что у 85,5 % детей в йододефицитных районах наблюдаются отклонения в различных показателях здоровья, а у 30 % детей выявлены грубые нарушения в большинстве исследуемых функций. В йододефицитных районах даже дети, которые учатся хорошо, имеют «задолженность» в сфере внимания на 56 %, восприятия – на 30 %, мелкой моторики – на 17 %, а темп умственной деятельности у них занижен на 20 % в сравнении с нормой. Установлено, что высокая распространенность эндемического зоба среди школьников ведет к снижению познавательных способностей на 15 %.

И, даже Крым, является регионом, в котором сложилась неблагоприятная ситуация, связанная с природным дефицитом Йода в биосфере: 71,6 % населения проживают в условиях слабого или умеренного йодного дефицита; 7 % жителей Крыма страдают на йододефицитные заболевания различной степени тяжести.

По заключению ВОЗ, преодоление проблемы йододефицита могло бы стать самым существенным достижением мирового здравоохранения, превосходящим по важности искоренение оспы на земном шаре.

Для каждого человека, живущего в регионе природного йододефицита, проблема йододефицита — это, прежде всего, каждодневные проблемы, которые вызваны нарушением функции щитовидной железы из-за дефицита Йода в организме. Это утомляемость, вялость, ухудшение памяти и внимания, понижение интеллекта, депрессии, простудные заболевания, а также выпадение волос, слоистость ногтей, длительное заживание кожного покрова, увеличение веса и другие.

Сегодня йододефицит, в той или иной степени, испытывают практически все жители Донбасса, поскольку наши природные почва и вода бедны на Йод. И, несмотря на то, что за всю жизнь человек потребляет всего лишь около пяти граммов этого элемента, то есть не более одной чайной ложки, все-таки Йода нашим землякам катастрофически не хватает.

Таким образом, рассматриваемая нами проблема, является достаточно значимой как для нашего города, так и для нашего края. 
Ежегодные углубленные медицинские осмотры показывают неуклонный рост ухудшения состояния здоровья учащихся нашей школы. Поэтому проблема профилактики йододефицита очень актуальна и для учащихся нашей школы.

Цель нашей работы: изучить состояние проблемы профилактики йододефицитных заболеваний среди учащихся, способствовать повышению уровня знаний по этому вопросу и, что особо важно, формированию мотивации в необходимости приобретения умений и навыков сбалансированного питания.

Задачи работы:

— ознакомиться с биологической ролью йода в организме человека;

— изучить уровень информированности учащихся школы относительно проблемы профилактики йододефицитных заболеваний;

— определить уровень йододефицита в учащихся;

— выявить зависимость между содержанием Йода в организме учащихся и результатами их учебной деятельности;  

— ознакомить с мерами профилактики йододефицита;

— воспитывать в учащихся осознанное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Объект исследования – проблема профилактики йододефицита в учащихся; предмет исследования – эффективное использование современных видов профилактики йододефицитных заболеваний.

В ходе выполнения работы были использованы методы: беседы, анкетирование, эксперимент (пробы на содержание йода в организме учащихся).
Таким образом, тема нашей работы информационно-исследовательская и, на наш взгляд, может принести практическую пользу в формировании здорового образа жизни человека.

Для каждого из нас проблема йододефицита — это, прежде всего, те каждодневные проблемы, которые вызваны нарушением функции щитовидной железы из-за дефицита Йода в организме: утомляемость, вялость, ухудшение памяти и внимания, понижение интеллекта, депрессии, простудные заболевания, а также выпадение волос, слоистость ногтей, длительное заживление кожного покрова, увеличение веса и другие.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ

    1. Значение йода для организма человека

    Для нормального функционирования организма человеку необходимо поступление с пищей определенных элементов. В частности, необходимо, чтобы в рационе присутствовали продукты, богатые витаминами, макроэлементами и микроэлементами.

    Одним из самых важных для здоровья человека химических элементов является Йод. Без Йода невозможна нормальная работа поджелудочной железы, важнейшего органа, отвечающего за пищеварение и регуляцию уровня сахара в крови. Кроме того Йод важен для щитовидной железы, которая отвечает за работу центральной нервной системы, процесс усвоения жиров и углеводов, а также за состояние кожи и волос. Таким образом, Йод принимает участие во всех жизненно важных процессах в организме.

    Доказано, что Йод нейтрализует действие радиации, обладает антимикробными, антивирусными и противогрибковыми качествами. Действие этого элемента сочетает в себе такие свойства как универсальность, широкий спектр влияния, «совместимость» с организмом, «узнавание чужого» в организме, способность выводить продукты гибели «чужого» из организма.

    Йод в организм человека должен поступать постоянно и в необходимом количестве на протяжении всей жизни.

    Сколько Йода необходимо человеку в сутки? Детям, не достигшим двухлетнего возраста, требуется обеспечить не менее 50 мкг йода. С двух до шести лет эта доза должна удвоиться. Ну а школьникам требуется примерно 120 мкг Йода в сутки.

    Гормоны, вырабатываемые щитовидной железой, принимают непосредственное участие в развитии клеток центральной нервной системы, а также кожи и волос, поэтому максимальную дозу Йода должны получать беременные и кормящие женщины. Для них суточная доза составляет около 210 мкг в сутки. Взрослому человеку вполне достаточно 120-150 мкг Йода.

    В каких продуктах содержится Йод? Больше всего Йода содержится в морепродуктах. Известно, что обитатели морской стихии способны аккумулировать Йод из соленой воды. В частности, всего 150 граммов морской капусты, или ламинарии, способны обеспечить суточную дозу Йода, которая необходима взрослому человеку. Достаточно большое количество Йода содержится в фукусе, однако в нашей стране найти эту водоросль в магазинах достаточно непросто.

    Довольно богата Йодом печень трески. Всего в 100 граммах этого продукта содержится около 350 мкг Йода. Сырая морская рыба, например, камбала, палтус или сельдь, содержат от 100 до 200 мкг ценного микроэлемента. Приблизительно аналогичное количество Йода содержится в 100 граммах кальмаров, мидий, устриц и креветок.

    Следует помнить, что Йод — достаточно нестойкое соединение, способное улетучиваться при тепловой обработке. Поэтому желательно употреблять морепродукты не в жареном виде: рекомендуется тушить их или отваривать.

    Нельзя исключать из рациона сыры и полочные продукты, в которых содержится около 11 мкг Йода на 100 граммов веса. Примерно 7 мкг Йода содержится в картофеле, моркови, томатах и щавеле.

    В хурме, клубнике, лимонах и винограде содержится не более 5 мкг Йода на 100 граммов веса. Поэтому диетологи рекомендуют приобретать фрукты и овощи, которые выращиваются на почвах, обогащенных Йодом.

    Нельзя забывать и о таком ценном продукте питания, как куриные яйца. Одно яйцо содержит не только ценные для организма белки и жиры, но и примерно 12 мкг Йода.

    Многие люди стараются восполнить дефицит Йода в рационе, употребляя специальную йодированную соль. Всего два грамма такой соли позволяют полностью восполнить суточный объем этого ценного микроэлемента. Йодированная соль была изобретена в Америке, где в начале прошлого века был отмечен значительный рост случаев рождения детей тяжелой формой олигофрении. Дети с умственной отсталостью рождались в тех местах, где почва, а значит, и продукты питания, были недостаточно богаты Йодом.

    Важно помнить, что йодированная соль будет эффективна только в том случае, если солить пищу после приготовления. В противном случае Йод улетучится во время термической обработки.

      1. Проблема йододефицита

      Проблема йододефицита стоит давно. Вряд ли сегодня найдется человек, который бы не слышал о ней. Первые описания зоба найдены в Энциклопедии Дени Дидро (1754г).

      Эта проблема с определенной периодичностью освещается в прессе и на телевидении. Пути решения этой проблемы регулярно обсуждаются на различных международных конференциях и симпозиумах учеными практически всех стран мира. Правительства разных государств регулярно принимают и утверждают различные программы по преодолению йододефицита, которые не всегда эффективны из-за своей дороговизны и непрактичности.

      Для каждого из нас проблема йододефицита — это, прежде всего, те каждодневные проблемы, которые вызваны нарушением функции щитовидной железы из-за дефицита Йода в организме: утомляемость, вялость, ухудшение памяти и внимания, понижение интеллекта, депрессии, простудные заболевания, а также выпадение волос, слоистость ногтей, длительное заживление кожного покрова, увеличение веса и другие.

      Зачастую люди даже не подозревают о наличии у них, в той или иной степени, йододефицита. У них вызывает недоумение, почему они так раздражительны либо, наоборот, подавлены, быстро утомляются, нуждаются в длительном восстановлении сил, имеют нарушения сна, часто болеют инфекционными заболеваниями. Недостаток Йода в организме приводит к нарушению обмена веществ, может проявляться сердечнососудистыми заболеваниями (варикоз, аритмия, атеросклероз), заболеваниями опорно-двигательной системы (остеохондроз, артроз, артрит), нарушением функционирования печени (холециститы, камни в желчном пузыре), заболеваниями молочных желез.

      Всемирная организация здравоохранения признала, что четверть населения нашей планеты постоянно страдает от ухудшения здоровья вследствие йододефицита. 600 млн. человек в мире, в том числе 11% жителей Европы, страдают от выраженных клинических последствий йододефицита — увеличения щитовидной железы. 45 млн. умственно отсталых детей в мире – это тоже результат недостаточного потребления Йода. У 43 млн. землян йододефицит проявляется в виде психических заболеваний.

      120 стран признали, что недостаток Йода – это серьезная проблема на пути развития общества, которая тормозит его социальное и экономическое развитие.

        1. Причины распространения йододефицитных заболеваний

        Основная причина широкого распространения йододефицитных заболеваний, состоит в том, что традиционный пищевой и водный рацион не в состоянии обеспечить достаточного количества Йода, необходимого для нормального функционирования щитовидной железы, а использование богатых этим элементом продуктов, в силу разных причин, может быть ограничено. Так, например, в последние годы снизилось потребление морепродуктов, богатых на йод, уменьшилось и потребление мяса и молока, где йода содержится значительно больше, чем в растительной пище. 

        Щитовидная железа активно извлекает Йод из крови. При этом неорганические соединения Йода в процессе преобразований превращаются в органические. Щитовидная железа, создавая собственные запасы Йода из крови, которая проходит через нее каждые 17 минут, может недополучать Йод при таких условиях:

        1) в случае хлорирования питьевой воды;

        2) при нарушении норм употребления в пищу кухонной соли (избыток);

        3) после термического приготовления пищи, в ней остается не более 20-30 % от исходного количества.

        Йододефицит негативно сказывается на состоянии человека. Он приводит к нарушению синтеза жизненно важных гормонов щитовидной железы. При этом срабатывает механизм обратной связи: при нехватке Йода железе посылается сигнал: «Не хватает гормонов». Получая его, железа начинает увеличиваться в объеме, пытаясь за счет разрастания ткани компенсировать выработку недостающих гормонов. Но этого, естественно, не происходит, потому что не хватает строительного материала — Йода. В результате развивается эндемический зоб.

        Но это только один аспект дефицита Йода. Кроме этого, происходит снижение иммунитета, следовательно, увеличивается риск инфекционных заболеваний, отмечается умственная заторможенность, наблюдается общая слабость, возникают проблемы со зрением. А несколько лет назад ученые, на основе исследований с использованием современных методов оценки интеллекта человека, сделали сенсационное заключение: недостаток Йода, в первую очередь, отражается на умственных способностях человека. Но есть подтвержденный зарубежными исследованиями факт: при добавлении Йода в рацион детей из контрольной группы интеллектуальные показатели повышались на 10-15%.

        В живой организм Йод должен поступать естественным образом – с пищей, водой и воздухом. Основной источник Йода – растительные и животные продукты. Однако неразумная деятельность человека привела к тому, что нарушен экологический баланс, вследствие чего существенно снизилось содержание йода в окружающей среде.

        И если содержание Йода в поверхностных водах и почвах низкое, то и концентрация Йода в растениях и животных, употребляемых в пищу, будет низкая. Как следствие – йододефицит.

          1. Современные виды профилактики йододефицитных заболеваний

          В нашем регионе всегда стояла проблема йододефицита.  «Лучшее лечение — это профилактика», – так гласит народная мудрость, но, к сожалению, мы часто забываем эту истину. Однако это выражение особо актуально, когда речь идет о профилактике йододефицитных заболеваний.

          Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, устранение их причин, общих для всего населения. Первичная профилактика включает различные компоненты формирования здорового образа жизни, в том числе:

          • создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии негативных факторов и возможностях его снижения;

          • гигиеническое воспитание;

          • снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя;

          • привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом.

          Для профилактики йододефицита следует регулярно употреблять в пищу продукты богатые Йодом. Считается, что в день достаточно принимать вместе с пищей около 5-6 грамм йодированной соли для предотвращения йододефицитных состояний. Но, при этом следует соблюдать правильные условия хранения соли и приготовления блюд. Так как при высокой температуре Йод легко испаряется, то солить продукты следует уже после приготовления. Немногие также знают, что срок годности йодированной соли составляет всего 3 месяца, затем она теряет свои свойства. Должна быть надежной упаковка: полиэтиленовый пакет или фольга, помещаются в емкость, закрывающуюся герметичной крышкой.

          Природным источником Йода являются морепродукты: морская капуста, мидии, креветки, кальмары, морская рыба. Много Йода в рыбьем жире.

          Люды, постоянно употребляющие в пищу вышеуказанные продукты, на долгие годы сохраняют здоровье и отличаются завидным долголетием. Те дети, родители которых вводили его в детский рацион, были застрахованы не только от рахита, но и от дефицита Йода.

          Обогатить свой рацион питания можно и за счет черноплодной рябины, хурмы, фейхоа, крыжовника, орехов, семян, хлопьев.

          Йод теряется при длительном хранении и кулинарной обработке. При варке мяса и рыбы теряется до 50%, при кипячении молока — до 25%, при варке картофеля целыми клубнями — 32%, а в измельченном виде — 48%. При выпечке хлеба потери йода достигают 80%, варке круп и бобовых — 45-65%, варке овощей — 30-60%. Потому необходимо употреблять в пищу продукты, которые не поддавались тепловой обработке.

          В рационе человека обязательно должны присутствовать овощи богатые на Йод (баклажаны, репчатый лук и зеленый лук, чеснок, салат, щавель, спаржа, шпинат, редис, свекла, картофель, морковь, томаты) и фрукты: апельсины, лимоны, бананы, виноград, ананасы, клубника, яблоки, хурма.

          РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ

          2.1. Материалы и методы исследований

          Основная биологическая роль Йода в организме — участие в образовании гормонов щитовидной железы. Через щитовидную железу весь объем циркулирующей в организме крови проходит в течение 17 мин. Если щитовидная железа обеспечена Йодом, то за эти 17 мин Йод убивает нестойкие микробы, попадающие в кровь через повреждения кожи, слизистую оболочку носа или горла, при адсорбции пищи в пищеварительном тракте. 
          Таким образом, щитовидная железа играет очень важную роль в организме: активно захватывает Йод из крови, создает его запасы, образует и выделяет гормон тироксин. Обмен Йода в щитовидной железе являются одним из важных моментов работы организма. Щитовидная железа человека должна улавливать около 60 мкг йода в сутки, чтобы обеспечить достаточное снабжение организма тироидными гормонами. В организме нет такого органа или системы, которые бы в них не нуждались. Они играют важную роль в жизнедеятельности человека любого возраста, особенно в период внутриутробной жизни и раннего детского возраста. 

          Гормоны щитовидной железы выполняют следующие функции: определяют развитие мозга плода и интеллект ребенка в последующие годы жизни; обеспечивают нормальный энергетический обмен; стимулируют синтез белка; участвуют в углеводном обмене; снижают уровень холестерина в крови;  влияют на иммунную систему; обеспечивают комплекс адаптационных реакций; контролируют процессы роста и созревания костного скелета; определяют качество репродуктивного здоровья. 
          Таким образом, мы видим, что Йод необходим человеку, без него нарушаются многие процессы, которые обеспечивают нормальное состояние организма человека. 

          Йод оказывает успокаивающее действие на организм и нервную систему. При нервном напряжении, раздражительности, бессоннице возникает необходимость в Йоде для расслабления организма и его оптимистического настроя. Йод – один из лучших катализаторов окисления в организме. При его недостатке происходит неполное сгорание пищи, что приводит к нежелательному образованию жировых запасов. 

          Суточная потребность в Йоде для человека может колебаться в зависимости от места проживания, веса, возраста. Но в среднем это составляет около 3 мкг на 1 кг массы. Эта потребность возрастает при усиленном росте, беременности и охлаждении. 

          Вариантов заболеваний, вызванных дефицитом йода, очень много, а опасность нарушений зависит от возраста, в котором началось заболевание. 
          Самые печальные последствия при дефиците Йода возникают во время внутриутробного периода развития и в раннем детском возрасте. 
          Упоминая о всевозможных опухолях шеи и последствиях этих болезней, встречается ещё в документах и рисунках Древнего Китая, Египта, Индии и Рима. Уже тогда древние художники изображали людей с огромным зобом. Как правило, эти рисованные больные держали в руках погремушку – символ слабоумия, ведь недостаток йода в детские годы ведет именно к психическим отклонениям в развитии.

          Проблема нарушений интеллектуального развития у детей в последнее время привлекает все большее внимание не только психоневрологов, но и педиатров. Продолжает увеличиваться число детей, имеющих нарушения интеллекта. В мире, по данным ВОЗ, только грубые нарушения умственного развития имеют 15% детей.

          В то же время ранняя адекватная профилактика и коррекция могут предотвратить или значительно снизить риск развития интеллектуальной недостаточности при целом ряде распространенных в детском возрасте состояний и заболеваний. 

          По данным ВОЗ, умственная отсталость у детей, обусловленная дефицитом йода, — единственная форма интеллектуальной недостаточности, которую возможно предотвратить, причем затраты на такую профилактику минимальны.

          На территориях, где не проводится йодная профилактика, каждое следующее поколение имеет интеллектуальный уровень на 10-15 пунктов ниже, чем предшествующее. 

          В последние годы появились данные, свидетельствующие о том, что дети, проживающие в районах легкого и умеренного дефицита йода, отстают от своих сверстников в усвоении школьных навыков. Как известно, Йод составляет основу гормонов, которые являются незаменимыми для развития мозга ребенка. Эти гормоны играют роль своеобразного «таймера», обеспечивая строгую последовательность событий в процессе формирования, созревания и функционирования головного мозга. 

          Таким образом, Йод необходим на всех этапах формирования и функционирования нервной системы плода, ребенка, взрослого. Недостаточное поступление Йода в организм приводит к врожденному дизонтогенезу высших психических функций, формированию, в тяжелых случаях, состояний умственной отсталости различной степени, а при более легких формах – нарушений интеллекта. 

          Определить содержание Йода в организме можно с помощью простейших методов. Например, способом, предложенным Старожук Б.А. Для проведения этого опыта, человеку наносится йодная сетка на внутреннюю часть бедра или нижнюю часть живота. Если йодная сетка исчезнет через три часа — организму Йод просто необходим, 6-8 часов — нехватка Йода не так заметна, через сутки — Йод в организме в норме, либо даже в избытке. 

          Ещё один способ определить достаточно ли Йода в нашем организме – это внимательно взглянуть на свои руки. Мозоль или огрубевшая кожа на внешней части больших пальцев свидетельствует о нарушении обменных процессов в организме, патологии щитовидной железы ну и, конечно, йодной недостаточности. 

          А еще одна возможность узнать, хватает ли вашему организму Йода – это вспомнить, какому цвету, вы отдаёте большее предпочтение. Психологи установили, что предпочтение цвету паров Йода, фиолетовому – отдают люди, подверженные усталости, легковозбудимые, с расшатанными нервами, со слабой иммунной системой, т.е. с явными признаками йододефицита. 

          2.2. Определение уровня информированности учащихся школы о проблеме йододефицита и наличия навыков профилактики

          Осознавая важность проблемы осуществления профилактики йододефицита, мы решили привлечь к ней внимание учащихся нашей школы, учителей, родителей. С целью определения уровня осведомленности учащихся нашей школы о биологической роли Йода и его влиянии на здоровье человека мы провели анкетирование среди учеников нашей школы (Приложение 1). 

          Проанализировав результаты анкет, мы увидели, что 18 % школьников не знают о значении этого элемента для организма и затруднились ответить, для функционирования какой железы он необходим. На вопрос, какие болезни вызывает недостаток Йода в организме большая часть ребят (45 %) затруднились. 

          Среди респондентов 52 % употребляют в пищу йодированную соль. Морепродукты часто присутствуют в рационе лишь у 23 % опрошенных респондентов. При этом никто из них не употребляет морепродукты каждый день. Школьники отдали предпочтение: картофелю – 95 %, капусте – 78 %, шоколаду – 65 %, рыбе — 31 %, чипсам, сухарикам – 38 %, морской капусте – 10%. 

          Судя по ответам школьников, 23 % из них считают, что победить йододефицитные заболевания можно, употребляя в пищу, продукты с высоким содержанием Йода. 15 % думают, что помимо правильного питания, нужно ещё и принимать специальные таблетки, витамины, биологически активные добавки. 7 % опрошенных предлагают добавлять в школьную пищу йодированную соль, а 11 % — морепродукты. Лишь 5 % школьников, в качестве метода решения проблемы профилактики йододефицитных заболеваний, видят просвещение.

          Таким образом, можно сделать вывод, что уровень знаний учащихся по рассматриваемой проблеме не достаточно высок. 

          2.3. Результаты исследований

          Так как, недостаток Йода в организме человека, существенно влияет на развитие умственных возможностей и интеллектуальное развитие, мы решили выяснить, нет ли зависимости между содержанием Йода у учащихся и результатами их учебной деятельности. Для этого мы использовали метод Старожука Б.А. и определили содержание йода в организме некоторых учащихся школы. 

          В исследовании приняли участие ученики 2-Б, 8-Б, 9 и 10 классов (Приложение 2). На тыльную сторону ладони мы нанесли йодную сетку, чтобы проверить, в течение, какого времени она исчезнет. 

          Всего в исследовании участвовали 54 учащихся. Мы получили следующие результаты: в среднем у 17% учащихся йодная сетка исчезает через час, у 35% — через 2 часа, у 35 % — через 3 часа и. только, у 13 % йодная сетка не исчезает в течение учебного дня.

          Таким образом, мы видим, что большинство учащихся нашей школы испытывают дефицит Йода, который особо ощутим в зимнее время (причина: уменьшение его количества в овощах и фруктах).

           Для выявления зависимости между содержанием Йода в организме учащихся и их успехами в учебной деятельности мы изучили качество знаний этих же ребят и обнаружили следующую закономерность. Оказывается, чем раньше йодная сетка исчезла с ладони, тем хуже оказалась успеваемость и качество знаний ученика, соответственно, чем дольше она держалась на ладони, тем успеваемость и качество знаний выше. 

          Таким образом, можно предположить, что одной из причин низкой успеваемости учащихся является недостаток Йода в организме. 

          ВЫВОДЫ

          В результате проделанной нами работы, мы пришли к следующим выводам:

          1. Проблема йододефицита существует и является актуальной для нашего района.

          2. Недостаток Йода в организме приводит к развитию многих заболеваний, а также существенно снижает умственные способности учащихся.

          3. Существует зависимость между низкой успеваемостью учащихся и недостаточным содержанием Йода в их организме.

          Проблема дефицита Йода имеет медико-социальное и экономическое значение и проявляется в существенном снижении интеллектуального, образовательного и профессионального потенциала нации. Вот почему, во многих странах на государственном уровне внедрены и активно продвигаются целевые программы универсальной йодной профилактики. Массовая йодная профилактика – наиболее эффективный и экономичный метод ликвидации дефицита Йода. Потребление йодированной соли, хлеба и воды – достаточно эффективные методы профилактики. 

          С целью профилактики йододефицитных состояний в учащихся, в обязательном порядке, должно быть организовано сбалансированное питание (1-2 раза в неделю должна включаться рыба, морепродукты, приготовление блюд — обязательно с применением йодированной соли).

          Но мы также считаем, что для улучшения ситуации по данной проблеме необходимо вести и просветительскую работу среди населения. Со своей стороны мы предлагаем вниманию учащихся нашей школы и их родителям электронную презентацию, содержащую самую общую информацию по проблеме йододефицита.

          Надеемся, что наша работа будет способствовать повышению уровня знаний учащихся по данному вопросу и, что особо важно, формированию мотивации в необходимости приобретения умений и навыков сбалансированного питания, ведения здорового образа жизни. А результаты нашего исследования, в частности выявленная зависимость между содержанием Йода в организме и результатами учебной деятельности, могут стать предметом обсуждения среди педагогов, медиков и родителей учащихся.

          ЛИТЕРАТУРА

          1. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи ДНР. — с. 5

          2. Бухвалов В.А. Методика экологических исследований. – М.1995.- с.125

          3. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. Ч.I. Пособие для учащихся/

          4. Макаров К. А. «Химия и медицина» М., «Просвещение» 1981 г. сост. В.А. Крицман. М.: ПК.Аросвещение, 1983.

          5. Николаев Л. А. «Химия жизни» М., «Просвещение» 1973 г.

          6. Петровский Б.В. Краткая медицинская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1989.

          7. Рич В «Охота за элементами» М. «Химия» 1982г.

          8. Скурихин И.М., Нечаев А.П. «Все о пище с точки зрения химика»: М., «Высшая школа», 1991г.

          9. Шахназаров А.Б., Лукаш Н.В. «Морская вода и её лечебно-профилактическое применение» М. «Медицина» 1966г

          10. Щеглова А.В. «Йод – ваш домашний доктор»: М., «РИПОЛ классик», 2005г.;

          11. Энгельс З, Новак А «По следам элементов» М. «Металлургия» 1983 г 11. Энциклопедия Кирилла и Мефодия; CD-диск. 12. Энциклопедия для детей Химия, гл.ред. Володин В.А., М., «Аванта+», 2000г.

          Приложение 1

          Анкета.

          1) Для нормального функционирования какой железы внутренней секреции

          необходим йод?

          2) Знаете ли вы, какой гормон вырабатывает эта железа? Если да, укажите какой.

          3) Возникновению какого заболевания может способствовать недостаток йода?

          4) Употребляете ли вы в пищу йодированную соль?

          5) Часто ли вы употребляете морепродукты? Подчеркните выбранный ответ.

          а) не употребляю вообще; б) редко; в) часто; г) каждый день

          6) Из перечисленных ниже продуктов выберите те, которые вы

          употребляете чаще всего. (не менее 3)

          морская капуста картофель

          шоколад треска

          пшено чипсы

          навага капуста

          сухарики фасоль

          свёкла лимонад

          7) Предпочитаете ли вы фиолетовый цвет всем остальным?

          8) Заинтересованы ли вы в проблеме йододефицита?

          9) Какие методы решения этой проблемы вы можете предложить?

          Приложение 2

          Результаты исследования содержания йода в организме учащихся школы

          Йодная сетка исчезла через час:

          сроки

          2-Б класс

          8-Б класс

          9 класс

          10 класс

          ср.значение

          1 проба

          сентябрь

          15%

          15%

          17%

          14%

          15%

          2 проба

          ноябрь

          17%

          15%

          19%

          15%

          17%

          3 проба

          декабрь

          19%

          16%

          20%

          16%

          18%

          Йодная сетка исчезла через 2 часа:

          сроки

          2-Б класс

          8-Б класс

          9 класс

          10 класс

          ср.значение

          1 проба

          сентябрь

          32%

          34%

          35%

          32%

          33%

          2 проба

          ноябрь

          35%

          35%

          37%

          37%

          35%

          3 проба

          декабрь

          36%

          38%

          39%

          36%

          37%

          Йодная сетка исчезла через 3 часа:

          сроки

          2-Б класс

          8-Б класс

          9 класс

          10 класс

          ср.значение

          1 проба

          сентябрь

          45%

          40%

          29%

          34%

          37%

          2 проба

          ноябрь

          41%

          39%

          25%

          35%

          36%

          3 проба

          декабрь

          40%

          37%

          23%

          35%

          34%

          Приложение 3

          Зависимость качества знаний учащихся школы от содержания йода в организме:

          Время исчезновения

          йодной сетки

          % учащихся

          Качество знаний (%)

          Не исчезла в течении

          учебного дня

          13

          95-100

          Исчезла через 3 часа

          35

          67-85

          Исчезла через 2 часа

          35

          50-65

          Исчезла через 1 час

          17

          20-42



          Источник: multiurok.ru


          Добавить комментарий