Руководство по педиатрии

Руководство по педиатрии

ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ

ПЕДИАТРИЯ

Под редакцией профессора А.С. Калмыковой

Учебник для вузов

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для студентов медицинских вузов по специальности

DBD1 ОЗ [040200] — «Педиатрия»

Москва Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа»

УДК 616-053.2(075.8)

ББК 57.3я73 П50

Р е ц е н з е н т ы :

Дудникова Э.В. — профессор кафедры детских болезней ПО Ростовского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук; Шашель В.А. — профессор кафедры педиатрии №1 Кубанского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук Авторы :

КалмыковаА. С — дм.н., профессор, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии, Ткачева Н.В — к. м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии; КлимовЛ.Я.— к.м.н.,доценткафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии; Марочкина Л. И —к м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии; Зарытовасая Н.В. — к.м.н , ассистент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии

П50 Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С. Калмыковой. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 624 с.

ISBN 978-5-9704-0417-1

В учебнике изложены основны е направления работы участкового врача — педиатра. Освещаются структура и организационные аспекты деятельности детской поликлиники. Подробно представлены проблемы здорового ребенка, в то м чис ле п рофи лак тическа я раб о та на учас тке . Ш ирок о предс тав лены вопросы современных требований к питанию детей раннего возраста. Разделы, посвященные лечебной работе участк ового педиатра, вк лючают не тольк о проб ле мы лечения и диспан с еризации б ольн ы х де тей , н о и сов ре менны е актуальные проблемы поликлинической педиатрии. На современном уровне разбираются вопросы неотложной помощи детям на дому. Большой раздел посвящен медицинской помощи организованным детям. Отдельно выделены вопросы подростковой медицины.

Учебник соответствует действующей типовой программе по «Поликлиничес — кой педиатрии», утвержденной Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России, Государственному образо — вательному стандарту высшего профессионального образования по специал ьности «Педиатрия» и предназначен для студентов высших медицинских учебных

3аВ6ДеНИЙ

УДК616 — 053.2(075.8)

 

ББК57.3я73

Права на данное издание принадлежат издательской группе «ГЭОТАР -Медиа». Воспроизведение и распространение в каком бы то ни было виде части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения правообладателей.

© Калмыкова А.С, 2007

ISBN 978-5-9704-0417-1 © Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа»,

2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Государственный образовательный стандарт высшего медицинского образования предусматривает подготовку врача-выпускника педиатрического факультета медицинского вуза к профессиональной деятельности в области медицины с целью проведения профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей, что полностью совпадает с задачами первичного звена детского здравоохранения.

Необходимость междисциплинарной поликлинической подготовки студентов выпускного курса педиатрических факультетов возникла давно. Это обусловлено тем, что большинство выпускников педиатрических факультетов начинает свою трудовую деятельность в первичном звене детского здравоохранения, в поликлиниках, реабилитационных и медико-со- циальных центрах, в дошкольно-школьных и подростковых учреждениях.

Кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии за прошедшие годы накопила достаточно большой опыт преподавания на цикле «Поликлиническая педиатрия». Следует отметить, что это учебное заведение — 2-е вуз в России, где началось преподавание этой дисциплины. Сотрудники кафедры приложили много сил для организации клинической базы и создания комплекса методического обеспечения цикла поликлинической педиатрии.

Основу обучения в детской поликлинике составляет активная самостоятельная работа выпускников по освоению теоретических знаний и практических навыков работы со здоровыми и больными детьми. Базами служат все детские поликлиники города Ставрополя, в которых имеется более чем 60 педиатрических участков, необходимые специалисты по 18 специальностям и современная аппаратура для диагностики и лечения, существует ряд дневных стационаров. В качестве учебных баз используют детские дошкольные учреждения и школы.

За время работы в поликлинике студенты знакомятся с организацией медицинского обслуживания, участвуют в приеме больных, в оказании неотложной помощи, работают в кабинетах функциональной диагностики. Особое место в обучении студентов занимают приемы детей с преподавателями, разборы курируемых больных на участке, написание историй развития ребенка и работа с подростками.

Опыт преподавания цикла «Поликлинической педиатрии» сотрудниками кафедры обобщен и систематизирован в предлагаемом учебнике в строгом соответствии с программой по «Поликлинической педиатрии» для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000).

ВВЕДЕНИЕ

«Поликлиническую педиатрию» в качестве предмета считают разделом в первую очередь профилактической педиатрии. В последние годы особый упор сделан на педиатрию здорового ребенка, или педиатрию развития. Это открывает широкие возможности для профилактической педиатрии и валеологии детства. Все большее признание получает концепция детских истоков хронических заболеваний взрослого и пожилого человека — педиатрия «дебютов» с новыми возможностями предупреждения этих заболеваний или осложнений уже в детском или подростковом возрасте. Именно от средств первичной профилактики зависит конечный результат деятельности детских врачей, с какой степенью здоровья, физических и интеллектуальных возможностей, с какими гарантиями активного долголетия ребенок войдет во взрослую жизнь.

Профилактическую педиатрию можно определить как практику комплексной защиты и приоритетности проблем детства, что подразумевает обеспечение новых возможностей формирования здоровья человека посредством оптимизации среды его развития. За последние годы круг методов современной науки значительно расширился. Ранее человечество никогда не имело подобных реальных возможностей для сохранения здоровья нации через воздействие на здоровье детей. Обеспечение здорового детства — главный стратегический путь к цивилизации, процветающему, умному и доброму обществу будущего.

Одновременно перед поликлинической педиатрией стоят также задачи лечебной педиатрии или педиатрии болезней. Детские болезни всегда были и будут до тех пор, пока взрослые не научатся защищать здоровье детей. В процессе лечения ребенка педиатр должен выбирать такие технологические и тактические приемы, которые могут спасти не только жизнь, сохранить не только нормальные функциональные возможности, но и обеспечить процессы нормального развития ребенка.

Рабочими местами педиатров после окончания обучения в первую очередь бывают детские учреждения: (ясли, сады, школы, социальные учреждения), поликлиники, диагностические центры, бригады педиатрической скорой помощи, различные консультативные кабинеты, диспансеры, санатории, т.е. учреждения первичного звена детского здравоохранения.

На любом рабочем месте педиатр, окончивший педиатрический факультет высшего учебного медицинского учреждения, — единый специалист по всем проблемам, возникающим у здорового и больного ребен-

ка. Это определяет необходимость постоянного совершенствования знаний и практических умений врачей детских поликлиник.

Педиатрия последних десятилетий — исключительно динамическая область знаний, поскольку рост информации, пересмотр ранее существовавших точек зрения, внедрение новых методов исследования и лечения происходит с нарастающей скоростью. Это связано с бурным накоплением и обобщением коллективного врачебного опыта, в том числе в рамках поликлинической педиатрии. Весьма существенную роль в этом играет увеличение информационных возможностей и совершенствование средств коммуникации.

Характерными особенностями профессиональной деятельности участкового врача-педиатра считают осуществление перспективного мониторинга здоровья детского населения и профилактику инфекционных и соматических заболеваний. В сферу его деятельности входят лечение заболевших детей на дому и в поликлинике, в организованных детских коллективах, обеспечение ургентной догоспитальной диагностики, первой врачебной помощи и диспетчерских функций, диспансеризация больных детей, медицинская и социальная реабилитация, решение медико-социальных проблем детей и семей. Для оценки состояния здоровья, физического и нервно-психического развития ребенка в каждой возрастной группе необходимо, чтобы врачи детских поликлиник имели широкий круг знаний, включающий генетические, анатомофизиологические, гигиенические, клинические, психологические, социальные и другие аспекты, а также обладали рядом специфических умений. Все перечисленные вопросы подробно освещены в предлагаемом учебнике. Его структура полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта для врача-педиатра. Работа с учебником облегчена благодаря четкой рубрикации учебного материала и наглядности изложения.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АД — артериальное давление Б А — бронхиальная астма

ВОЗ — Всемирная Организация Здравоохранения ВСД — вегетососудистая дистония ВИЧ — вирус иммунодефицита человека

ГСЭН — государственный санитарно-эпидемический надзор ДН — дыхательная недостаточность ДОУ — детское образовательное учреждение ЖДА — железодефицитная анемия ЖКВ — живая коревая вакцина ЖКТ — желудочно-кишечный тракт ЖПВ — живая паротитная вакцина

ИВЛ — искусственная вентиляция легких ИТШ — инфекционно-токсический шок КЗР — кабинет здорового ребенка КОС — кислотно-основное состояние

ЛГД — лимфатико-гипопластический диатез ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение НАД — нервно-артритический диатез

НПВП — нестероидные противовоспалительные препараты ОЖСС — общая железосвязывающая способность сыворотки ОКИ — острая кишечная инфекция ООУ — общее образовательное учреждение

ООМПДП — отделение организации медицинской помощи детям и подросткам

ОПВ — оральная полиомиелитная вакцина ОРВИ — острая респираторная вирусная инфекция ПМК — пролапс митрального клапана РСК — реакция связывания комплемента

СДСТ — синдромом дисплазии соединительной ткани СЛР — сердечно-легочная реанимация СОЭ — скорость оседания эритроцитов

СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита

ССС — сердечно-сосудистая система СТГ — соматотропный гормон УФО — ультрафиолетовое облучение

УЗИ — ультразвуковое исследование ФКГ — фонокардиография ЦНС — центральная нервная система

ЦП — цветовой показатель ЧБД — часто болеющие дети

ЧСС — частота сердечных сокращений ЭКГ — электрокардиография ЭКД — экссудативно-катаральный диатез

ЭФГДС — эзофагофиброгастродуоденоскопия ЭхоКГ — эхокардиография ЯБ — язвенная болезнь

Часть I

Организация лечебно-профилактической помощи детям в условиях поликлиники

Глава 1

Организация работы детской поликлиники

Среди амбулаторно-поликлинических учреждений наиболее распространенны поликлиники, в задачи которых входит оказание внебольничной помощи населению непосредственно в них а также на дому и образовательных учреждениях. Детская поликлиника может быть самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением или входить в состав детской, общей городской или центральной районной больницы, городской поликлиники. В детской поликлинике обеспечивают оказание лечебно-профилактической помощи детям от момента выписки из родильного дома до передачи их под наблюдение подросткового кабинета, т.е. до 18 лет (17 лет 11 мес 29 дней) в районе обслуживания.

Детские поликлиники в воспитании здорового поколения играют ведущую роль в системе организации медицинской помощи детям. Уровень организации их работы в значительной мере определяет состояние здоровья детского населения. Средние типовые детские поликлиники в настоящее время строят из расчета 1 поликлиника на 15 педиатрических участков для обслуживания 12 000-15 000 детского населения.

Работа амбулаторно-поликлинических учреждений организована по участковому принципу. Территорию района, определенного для поликлиники, делят на участки и каждому присваивают порядковый номер. Детское население участка обслуживают участковые врач-педиатр и медицинская сестра. Участково-территориальный принцип работы позволяет постоянно закрепленному медицинскому персоналу наблюдать за детьми, изучать состояние их здоровья в динамике с учетом социальных и бытовых условий.

Выделяют несколько этапов в организации работы детской поликлиники.

• Первый этап — проведение переписи детского населения, проживающего в районе функционирования поликлиники.

Перепись проводят участковые медицинские сестры.

В условиях крупного города при проведении переписи списки составляют по каждому дому отдельно, что позволяет при формировании педиатрических участков учитывать не только

количество детей, но и отдаленность того или иного участка от поликлиники, наличие общежитий, этажность домов, оборудование лифтами.

Список детей педиатрического участка вносят в журнал — «паспорт участка».

На каждого ребенка заполняют историю развития (учетная форма № 112), которую хранят в регистратуре по принципу разделения на педиатрические участки. Соответственно участкам и картотеке историй развития создают централизо ванные картотеки учетных форм № 63 (карта профилактичес ких прививок) и № 30 (карта диспансерного учета), о чем в ис ториях развития ставят специальные отметки (маркировка, штампы, цветные рейтеры).

Изменение состава детей в течение года между проводимыми переписями детского населения отражают в журналах «вы бывших» и «прибывших», которые хранят в регистратурах всех детских поликлиник

Второй этап — организация работы подразделений поликлиники: регистратуры, кабинета учета и медицинской статистики, фильтра (или бокса), стола справок и доврачебного приема, прививочного кабинета, ка бинетов лабораторной и функциональной диагностики, лечебной гим настики физиотерапевтического кабинета, педиатрических отделений, отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в об разовательных учреждениях, отделений медико-социальной помощи, клинико-экспертной комиссии, дневного стационара, работы бригад детской неотложной помощи, а также работы специалистов узкого про филя по оказанию медицинской помощи детям на дому и в поликлинике.

Третий этап — определение и уточнение функциональных обязан ностей всех групп медицинских работников детской поликлиники с учетом общих положений, определенных законодательством в сфере медицины и местными условиями, составление планов работы, распи сания приемов педиатров и специалистов узкого профиля, работающих по скользящему графику, развертывание работы по единой системе диспансерного наблюдения за здоровыми и больными детьми.

Четвертый этап — включение детской поликлиники в систему ор ганизации медицинской помощи детям города и области посредством связи с родильными домами, женскими консультациями и поликлини ками для взрослых, расположенными на территории функционирова ния детской поликлиники, с главными специалистами района и города по различным видам специализированной медицинской помощи детям.



Источник: studfile.net


Добавить комментарий