Умственная отсталость средней степени

Умственная отсталость средней степени

При возбудимом варианте на фоне недоразвития познавательной деятельности и мышления наблюдается повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, трудности сосредоточения, импульсивность, эмоциональная лабильность.

Оба варианта характеризуются выраженными нарушениями внимания, памяти, целенаправленной деятельности, а также повышенной истощаемостью.

Особенностью патогенеза этой формы олигофрении является сочетание диффузного недоразвития коры полушарий головного мозга и остаточной компенсированной гидроцефалии (Е. М. Мастюкова,1993). Большое значение в патогенезе возбудимых и тормозных вариантов олигофрении придается сдвигу в кортико-ретикулярных взаимодействиях (А. М. Иваницкий, 1966). Сопоставляя результаты своих электрофизиологических исследований с особенностями клинической картины, автор предполагает, что преобладание восходящих активирующих влияний приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы, характерным для возбудимого варианта умственной отсталости.

Недостаточность восходящих активирующих влияний ретикулярной формации при преобладании нисходящих тормозных влияний коры более характерна для адинамических тормозных вариантов олигофрении.

Таким образом, речь идет об относительно большем или меньшем поражении подкорковых областей мозга на фоне коркового дефекта.

Большинство обследуемых отнесено к возбудимым, меньшинство – к тормозным вариантам. Автор считает, что умственная отсталость, обусловленная различными перинатальными и постнатальными вредностями, характеризуется преобладанием процесса возбуждения, часто с расторможением низших влечений. Сюда относится умственная отсталость, вызванная ранним постнатальным травматическим поражением при субдуральном кровоизлиянии, умственная отсталость при гемолитической болезни новорожденных и другие формы. Во всех этих случаях основной дизонтогенетический симптомокомплекс сочетается с энцефалопатическими компонентами, которые чаще определяются поражением подкорковых отделов мозга. Заболевания же матери в первые месяцы беременности чаще приводят к возникновению тормозных вариантов умственной отсталости. По мнению В. В. Ковалева в этих случаях можно предполагать явное преобладание дизонтогенетического симптомокомплекса.

Проявления, близкие к возбудимому варианту, в классификации Д. Н. Исаева описаны под названием дисфорической формы – при выраженных нарушениях целенаправленной деятельности и в виде неуравновешенного варианта стенической формы. Этиопатогенез этих форм, описанных разными авторами, имеет общие черты.

Е. М. Мастюкова обращает внимание на частоту психопатических личностей и алкоголиков среди родителей, а также преобладание интранатального (асфиксия, родовая травма) и раннего постнатального поражения головного мозга, преимущественно подкорковой локализации. Данные Е. М. Мастюковой также свидетельствуют о частоте дисфункции подкорковых отделов мозга при данной форме умственной отсталости. Особенности психопатологической картины, данные неврологического и ЭЭГ обследования свидетельствуют о негрубой дисфункции подкорковых отделов мозга и отсутствии преимущественной недостаточности лобных отделов мозга. Поэтому в процессе проведения коррекционно-воспитательных мероприятий и лечения состояние этих больных значительно улучшается и в целом возможна удовлетворительная их социальная адаптация.

Умственная отсталость с нарушением в системе различных анализаторов характеризуется не только всем симптомокомплексом, обусловленным недоразвитием познавательной деятельности и мышления, но и локальными повреждениями (речь, слух, зрение, нарушения опорно-двигательного аппарата и т. д.). Патогенетической основой этих состояний является сочетание диффузного поражения коры с более глубоким нарушением той или иной анализаторной системы или систем. Внутри этой формы можно выделить детей, у которых умственная отсталость сочетается с локальными нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата или их сочетанием. По времени воздействия неблагоприятных факторов преобладают перинатальные повреждения и ранние постнатальные. Структура дефекта характеризуется более сложным и неравномерным недоразвитием познавательной деятельности и мышления. Некоторые из этих форм умственной отсталости в других классификациях относят к осложненным атипичным формам.

Умственная отсталость с психопатоподобными формами поведения характеризуется сочетанием недоразвития познавательной деятельности и мышления с грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Характерно выраженное недоразвитие личностных компонентов, значительное снижение критического отношения к себе и окружающим в сочетании с грубыми нарушениями поведения и расторможением влечений, что проявляется особенно ярко в препубертатном и пубертатном возрасте.

Уже в первые годы жизни дети этой группы отличаются двигательной расторможенностью, аффективной возбудимостью, драчливостью, нередко агрессивностью. Они не умеют играть с детьми. Для них характерна крайняя неустойчивость во всех видах деятельности.

В школьном возрасте недоразвитие личности выступает более отчетливо: у них нет соответствующего отношения к заданиям, их поведение не регулируется оценкой взрослого, они равнодушны к своим успехам и неудачам. Отмечаются выраженные нарушения целенаправленной деятельности и поведения с проявлениями импульсивности. Они постоянно эмоционально возбуждены, в ряде случаев наблюдается приподнятое эйфорическое настроение, которое может сменяться плаксивостью, подавленностью и склонностью к резким аффективным вспышкам. Эти дети необидчивы, несамолюбивы, некритичны, работоспособность их крайне низкая, школьные интересы практически не выражены.

Патогенез данной формы умственной отсталости имеет сложный характер. Определяющим фактором является сочетание недоразвития коры с преимущественной лобной недостаточностью и поражение подкорковых областей мозга.

По своим патогенетическим и клиническим особенностям эта форма несколько напоминает описанную выше олигофрению с нарушенной нейродинамикой. Однако при последней отмечается большая личностная сохранность, менее выраженные и непостоянные нарушения поведения, такие как ипульсивность, эйфорический фон настроения, что в сочетании с неврологическими и электроэнцефалографическими данными указывает на отсутствие выраженной лобной недостаточности и органического поражения подкорковых отделов мозга.

При умственной отсталости с психопатоподобными формами поведения при неврологическом обследовании нередко выявляются признаки органической недостаточности центральной нервной системы с проявлениями экстрапирамидной и мозжечковой симптоматики. Частые признаки повышенного внутричерепного давления подтверждаются при рентгенографическом, эхо-электроэнцефалографическом исследованиях и магнито-резонансной томографии.

При электроэнцефалографическом исследовании наряду с диффузными изменениями ЭЭГ нередко наблюдались проявления локально-подкорковой очаговости.

Характерной особенностью этой формы олигофрении является чрезвычайно низкая интеллектуальная продуктивность, грубое нарушение мотивационной и эмоциональной стороны поведения с выраженными нарушениями внимания и неспособностью к психическому напряжению. Е. М. Мастюкова выявила сходство психопатологических особенностей этих детей с больными, описанными Д. Н. Исаевым под названием атонической формы олигофрении.

Подчеркивая преимущественное поражение медиальных отделов при подобных клинических проявлениях, Д. Н. Исаев ссылается на данные А. Р. Лурия о взаимосвязи этих отделов с лобными долями коры полушарий головного мозга. По данным А. Р. Лурия, медиальные и базальные отделы лобных долей регулируют деятельность неспецифических образований. При олигофрении недоразвитие коры головного мозга, в том числе и лобной коры (а иногда и преимущественно лобной коры), определяет недостаточность лобного регулирования пораженных глубинных мозговых структур, что и определяет специфику сложной клинической картины данной формы олигофрении.

При изучении этиологии олигофрении с психопатоподобным поведением обращает на себя внимание частота наследственной отягощенности психопатиями, олигофренией и хроническим алкоголизмом. Важным этиологическим фактором олигофрении с психопатоподобным поведением является алкоголизм матери (Е. М. Мастюкова,1993; Е. М. Мастюкова, Г. В. Грибанова, А. Г. Московкина, 2006). Общее недоразвитие мозга с вовлечением именно лимбических структур может быть связано, по мнению Е. М. Мастюковой, с ранним и наиболее интенсивным их развитием, а также с повышенной чувствительностью к гипоксическому воздействию. Значительную, иногда дополнительную роль в этиологии этой формы умственной отсталости может иметь родовая травма и асфиксия, способствующие поражению наиболее чувствительных к гипоксии клеток лимбической области.

Обучение и социальная адаптация при этой форме олигофрении требуют повышенного внимания со стороны педагогов и семьи.

Умственная отсталость с выраженной лобной недостаточностью характеризуется сочетанием недоразвития познавательной деятельности и мышления с изменениями личности и поведения по лобному типу. При этой форме олигофрении наблюдается своеобразное нарушение целенаправленной деятельности и ее мотивов.

В работах А. Р. Лурия и работах, выполненных под его руководством, отчетливо показана недостаточность произвольной целенаправленной деятельности при лобной недостаточности. Больные теряют возможность самоконтроля и сличения плана действия с его реальными результатами, что, по-видимому, и лежит в основе нарушения критики, характерного для больных с лобным синдромом.

У детей с выраженной лобной недостаточностью отмечаются характерные нарушения моторики. Дети отличаются моторной неловкостью, у них с трудом формируются двигательные навыки, наблюдаются нарушения походки – апраксия ходьбы Характерна персеверация двигательных актов, выраженные нарушения координации движений и большие затруднения при выполнении сложных, симультанных и сукцессивных двигательных актов, недоразвитие специфически человеческой способности пользоваться руками и нарушения единой схемы движений – «кинетическая апраксия органа».

Недоразвитие словесной регуляции действий (В. И. Лубовский) приводит к затруднениям при выполнении движений по инструкции. Несмотря на отсутствие у них параличей и парезов и сохранность элементарных моторных функций, высшие специфические формы моторного поведения оказываются нарушенными. В исследованиях Н. Н. Бернштейна было показано, что лишь по мере созревания лобной коры движение поднимается до уровня предметных действий.

Речь при этой форме умственной отсталости также имеет ряд характерных особенностей. У некоторых детей имеется относительно большой запас слов и правильное построение фраз, но вместе с тем их речь эхолалична, подражательна, часто они употребляют речевые штампы и сложные выражения взрослых, не понимая их смысла. Основной симптом интеллектуального дефекта, недоразвитие обобщающей функции речи, при этой форме умственной отсталости выражен особенно четко и резко контрастирует с внешне развитой устной речью ребенка.

Недоразвитие познавательной деятельности у этих детей сочетается с неспецифическими нарушениями эмоционально-волевой сферы и целенаправленной деятельности, грубым недоразвитием личности. Неадекватность и непосредственность поведения детей с этой формой умственной отсталости являются результатом неспособности к осознанию своего поведения и отсутствия критического к нему отношения. Для них характерен благодушный или эйфорический фон настроения, их поведение слабо мотивировано. Отмечается неспособность к психическому напряжению.

Сложные опосредованные формы поведения замещаются либо непосредственными, нередко импульсивными реакциями на каждый момент ситуации, либо подражательными формами поведения по типу стереотипий.

Этиопатогенетические факторы этой формы олигофрении многообразны. Определенную роль играют различные перинатальные и ранние постнатальные экзогенные вредности.

Таким образом, классификации умственной отсталости основываются на различных подходах и отличаются большим разнообразием.

На основе клинических признаков выделяют типичную и атипичную структуру олигофренического слабоумия (Г. С. Сухарева, В. В. Ковалев). Атипичная структура наблюдается при недостаточности лобных систем (М. С. Певзнер), при нарушениях функций активирующей системы ствола мозга и промежуточного мозга (С. С. Мнухин), при расстройствах функционирования лимбической системы (Д. Н. Исаев).

Атипичная структура умственной отсталости наблюдается также у детей с церебральным параличом (Е. И. Кириченко, Е. М. Мастюкова). По этиологическому признаку выделяют три основные группы умственной отсталости: эндогенную, обусловленную наследственной патологией, экзогенную, обусловленную экзогенными факторами. Принято также выделять смешанные по этиологии эндогенно-экзогенные формы умственной отсталости, которые могут возникать как под влиянием наследственных факторов, так и экзогенных вредностей (фенокопии). К ним относят краниостеноз, микроцефалию, некоторые формы гидроцефалии, гипотиреоз и др.

Наряду с этиопатогенетическими и клинико-этиопатогенетическими подходами, имеющими большое значение для профилактики, лечения и компенсации интеллектуального дефекта, развивалась международная классификация, направленная на оценку степени выраженности интеллектуальных и сочетанных нарушений, препятствующих социальной адаптации.

5.2. Умственная отсталость с позиций Международной классификация болезней (МКБ). Характеристика степеней умственной отсталости

В начале XX века были созданы предпосылки первой классификации умственно отсталых детей по степени тяжести интеллектуального дефекта.

Наиболее известная из них, подразделяющая олигофрению на три группы: дебильность (IQ 69–50), имбецильность (IQ 49–35) и идиотию (IQ 34–20), принадлежит известному немецкому психиатру Эмилю Крепелину (1915). В своей клинико-этиопатогенетической классификации психических болезней он объединил все формы раннего поражения мозга в одну группу под названием «олигофрения» (oligo — мало, phren – мозг), что означает малоумие, а уже существовавшие термины использовал для обозначения степени интеллектуального дефекта.

Такая дифференциация многие годы использовалась отечественными и зарубежными учеными для оценки возможностей обучения и социальной адаптации лиц с умственной отсталостью. Соотношение дебильности, имбецильности и идиотии, по данным литературы, колеблется от 75 %: 20 %: 5 % до 90 %: 6 %: 4 %. Разграничение олигофрении по степени тяжести проводится с помощью тестового обследования и количественного определения коэффициента интеллекта (IQ-Intelligence Quautiori).

Дебильность – легкая степень олигофрении (IQ = 50–69). При дебильности с отсутствием резко выраженных осложняющих симптомов дети способны к обучению по специальной программе для детских учреждений VIII типа с использованием конкретно-наглядных методов обучения. В настоящее время для детей с умственной отсталостью доступны также те или иные формы интегрированного (инклюзивного) обучения и воспитания.

Некоторые авторы делят дебильность и более тяжелую степень интеллектуальной недостаточности – имбецильность на легкую, среднюю и тяжелую.

Имбецильность – выраженная степень олигофрении (IQ 20–49). При легкой и средней степени имбецильности детей можно обучить навыкам самообслуживания, начальным элементам грамоты и элементарным трудовым процессам.

Идиотия – самая глубокая степень олигофрении (IQ менее 20) При идиотии мышление развито очень слабо, в более легких случаях детей можно обучить некоторым элементарным навыкам самообслуживания. Они нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

В последние десятилетия отмечается тенденция к замене термина «олигофрения» на термин «умственная отсталость».

Реже используются и термины, обозначающие степени интеллектуальной недостаточности, такие как дебильность, имбецильность, идиотия. Это связано с тем, что в процессе их длительного использования такие термины неизбежно приобретают социально негативное значение.

В начале 1960-х гг. во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) началась активная работа по совершенствованию классификации и диагностики психических расстройств.

ВОЗ провела ряд совещаний, на которых специалисты разных профилей и психиатрических школ из разных стран мира обобщили накопленный опыт. В результате проведенных консультаций был произведен 8-й пересмотр Международной классификации болезней (МКБ-8).

В 1970-е гг. отмечалось усиление интереса к усовершенствованию психиатрической систематики во всем мире. Так, Американская психиатрическая ассоциация разработала и распространила 3-й пересмотр Диагностического статистического руководства (DSM-3).

До 1994 г. в нашей стране использовалась версия МКБ 9-го пересмотра.

5.2.1. Умственная отсталость (F7)

В настоящее время специалисты пользуются Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Изменения, которые произошли в МКБ-10 по сравнению с предыдущей версией (9-го пересмотра), весьма значительны, например, отсутствует традиционное разделение на неврозы и психозы, уделяется большое внимание поведенческим расстройствам и т. д. Вместе с тем в МКБ-10 введены новые диагностические рубрики и терминология, ранее не употреблявшаяся в нашей стране. В МКБ-10 олигофрения обозначается как умственная отсталость (УО), ей посвящается самостоятельная рубрика F7. Условные разграничения УО в МКБ-10 по степени тяжести расстройства опираются, прежде всего, на оценки уровня социальной адаптации. Так же, как и в МКБ-9, в МКБ-10 выделяются четыре степени психического недоразвития.

В девятом пересмотре (МКБ-9), наряду с дифференциацией состояний психического недоразвития по степени выраженности (код 317–319), было рекомендовано, где возможно, ставить и этиологический диагноз. С этой целью предлагалось использовать группы причинных факторов, соответствующих заболеваниям или состояниям, перечисленным ниже:

1. Инфекции и паразитарные болезни (например, краснуха, сифилис, токсоплазмоз, туберкулез).

2. Новообразования (например, опухоли мозга).

3. Эндокринные, обменные, иммунные заболевания и нарушения питания (например, врожденный гипотиреоз, голодание, фенилкетонурия).

4. Болезни нервной системы и органов чувств (энцефалиты, липидоз).

5. Осложнения беременности и родов (например, родовые травмы, токсикозы).

6. Врожденные пороки (например, синдром Дауна, аномалии мозга, гидроцефалия).

7. Повреждения, травмы и отравления (ушибы и ранения головы, ожоги, отравления свинцом, ртутью и т. д.).

В соответствии с международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), разработанной в 1989 г. и адаптированной для РФ в 1994 г., умственная отсталость (mental retardation) кодируется в разделе F70-79. Третий знак кода обозначает ее степень. F70 – легкая умственная отсталость с IQ 69–50 (дебильность). F71 – умеренная умственная отсталость с IQ 49–35 (имбецильность). F72 – тяжелая умственная отсталость с IQ 34–20. F73 – глубокая умственная отсталость с IQ ниже 20 (идиотия). Далее следует F78 – умственная отсталость, оценка которой по степени тяжести затруднена или невозможна из-за сочетанных нарушений. F79 – неуточненная умственная отсталость.

Четвертый знак кода используется для определения выраженности поведенческих нарушений: 0 – поведенческие нарушения незначительные или отсутствуют; 1 – значительные поведенческие нарушения, требующие ухода или лечения; 8 – другие поведенческие нарушения; 9 – отсутствие определенных указаний на нарушения поведения. В классификации, адаптированной для РФ, рекомендуется использование 5-го знака, указывающего этиологию:

1. Предшествующая инфекция или интоксикация.

2. Предшествующая травма или физический агент.

3. Фенилкетонурия.

4. Хромосомная патология.

5. Гипертиреоз.

6. Гипотиреоз.

7. Недоношенность.

8. Другие уточненные причины.

9. Не уточненные причины.

Например, код F70.11 расшифровывается как умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей инфекцией.

При легкой степени расстройства (50–69, дебильности), несмотря на видимое нарушение, диагностирование вызывает определенные затруднения в связи с нерезко выраженными отличиями от нормативного развития дошкольников и младших школьников. Может наблюдаться соматическая ослабленность. Они с некоторым опозданием приобретают речевые и сенсомоторные навыки. Диагностическим критерием является нарушение продуктивной деятельности, невозможность самостоятельно овладеть сюжетно-ролевой игрой. Дети испытывают трудности в овладении математическими представлениями, в коллективной деятельности со сверстниками, отвергаются ими, наблюдаются поведенческие нарушения. При поступлении в школу отмечаются трудности в овладении письмом, счетом, чтением. Стойкая неуспеваемость не преодолевается с помощью повторного обучения. После окончания спецшколы могут продолжить обучение в учреждениях начального профессионального образования, вечерних школах для получения среднего образования. При достижении совершеннолетия пользуются всей полнотой конституционных и гражданских прав, считаются дееспособными, самостоятельно принимают решения о создании семьи, поступлению на работу, распоряжаются своим имуществом и несут ответственность в соответствии с существующим законодательством. Социально-эмоциональная незрелость несколько сужает репертуар возможных партнеров в браке, затрудняя создание собственной семьи, освоение культурных традиций и норм. Ограничения с выбором профессии связаны с состоянием здоровья, инфантильностью, социальной незрелостью. Не допускается выбор занятий, связанных с ответственностью за жизнь и здоровье других людей (транспорт, здравоохранение, образование, вооруженные силы). При благоприятных условиях (успешная социализация, компенсация нарушений, переезд в другую местность) решением ПМПК возможно снятие с учета в психоневрологическом диспансере (ПНД) и трудоустройство без ограничений.

При умеренной степени (35–49, имбецильности) диагностирование возможно уже в первые годы жизни в связи с явным отставанием ребенка с органическим поражением ЦНС в развитии. Дети признаются инвалидами, и над ними устанавливается опека со стороны государственных служб или родителей. Тем не менее, дети могут обучаться в детских дошкольных учреждениях и в СКШ (специальной коррекционной школе VIII вида или СКШ 486) г. Москвы для лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью. В курсе математики способны овладеть понятиями о величине предметов, пространственными и временными представлениями, действиями сложения и вычитания в пределах 100. Счетом в пределах 1000. Овладевают фразовой речью, практическими умениями в использовании денег. Усваивают буквы, учатся по слоговому чтению. Читают простейшие тексты из учебников для школ VIII вида, пересказывают их с опорой на вопросы учителя. Учатся списывать тексты с доски и учебника. Овладевают отдельными правилами правописания. На занятиях знакомятся с миром растений и животных. На экскурсиях учатся различать диких и домашних животных, деревья и кустарники. Занимаются рисованием, музыкой, пением, физкультурой, самообслуживанием, трудовой подготовкой, ритмикой, социально-бытовой ориентировкой (СБО). При достижении совершеннолетия работают в мастерских, использующих труд инвалидов, в городском и сельском хозяйстве, на дому при постоянном контроле со стороны специалистов. Некоторые могут работать на тщательно организованном рабочем месте при обеспечении надлежащего контроля. Неплохо ориентируются в быту, могут ухаживать за животными и растениями. Другие значительно отстают в развитии навыков самообслуживания и моторики. Речевой запас обычно достаточен лишь для информирования о своих основных потребностях. Некоторые индивиды нуждаются в постоянном надзоре.

Тяжелая УО (20–34) имеет много сходного с предыдущей формой, однако имеется более выраженная степень моторного и речевого недоразвития, повреждение сенсорных механизмов и функциональных систем организма. Возможно наличие судорожных припадков, нарушения зрения и слуха, микроцефалии, гидроцефалии, параличей и парезов. Могут обучаться элементарным навыкам общения, самообслуживания и хозяйственно-бытового труда. Нуждаются в сопровождении.

Глубокая УО (ниже 20 – идиотия). Слабое развитие сенсомоторики, ориентировки в пространстве. Нередко преимущественно вегетативный образ жизни. Понимание и использование речи может ограничиваться только выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Часто не контролируют физиологические процессы, не могут самостоятельно есть, способны лишь к самым элементарным формам невербального общения с помощью жестов и звуков. Нуждаются в уходе.

Весьма существенным отличием от версии 9-го пересмотра является введение в МКБ-10 критерия адаптивности. При этом дезадаптивное поведение может быть обусловлено не только собственно психическим недоразвитием, но также жизненной ситуацией и отсутствием достаточного социального опыта. Кроме того, низкая фрустрационная толерантность заставляет бояться новизны, малейших изменений окружающей обстановки. Пассивность, повышенная подчиняемость, отсутствие инициативы, типичные для этой категории детей, могут усугубляться неправильным воспитанием – потворствующей гиперопекой родителей. Директивный и контролирующий стиль воспитания усугубляет замедленное развитие детей. Задержка речевого развития снижает дифференцированность выражения отрицательных эмоций, сужая их репертуар до импульсивных вспышек дисфории или агрессивного и деструктивного поведения. Низкий уровень навыков общения повышает уязвимость к негативному отношению сверстников и ранимость самооценки, что влияет на эффективность социальной адаптации.

Определение умственной отсталости в МКБ-10 касается очень важных аспектов социализации данной категории людей. «Умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. В защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка нарушение адаптивного поведения при легкой УО может совсем не иметь явного характера».

Вопросы и задания

1. Какие принципы лежат в основе разных классификаций умственной отсталости?

2. Какие классификации учитывают степень тяжести интеллектуального дефекта, кем и когда они разработаны? Чем отличается соматический, неврологический и психический статус этих детей?

3. Какие формы олигофрении (умственной отсталости) выделены в классификации М. С. Певзнер?

4. Дайте сравнительную характеристику детей с осложненной олигофренией (умственной отсталостью) – классификация М. С. Певзнер.

5. Какие критерии учитывает классификация олигофрении (умственной отсталости), предложенная Г. Е. Сухаревой?

6. Какие формы олигофрении (умственной отсталости) Г. Е. Сухарева называет атипичными?

7. Как кодируется умственная отсталость в классификациях, МКБ-9 и МКБ-10?

8. Какие изменения произошли в разделе, посвященном умственной отсталости в МКБ-10 по сравнению с МКБ-9?

Задания для самостоятельной работы

Аудиторная форма: просмотр презентаций, решение тестовых заданий.

Внеаудиторная форма: подготовка мультимедийных презентаций по учебному материалу; составление кроссвордов на основе тезауруса; составление таблиц по содержанию лекции.



Источник: iknigi.net


Добавить комментарий