Задержка речевого развития мкб 10 у детей

Задержка речевого развития мкб 10 у детей

Источник ИС Медицина, 23.07.2012
Приложение

к приказу Министерства

здравоохранения Республики Казахстан

от 7 апреля 2010 года № 239

 

Министерство Здравоохранения Республики Казахстан

 

Задержка психоречевого развития

 

1. Название. Задержка психоречевого развития

2. Код протокола:

3. Код по МКБ:

F80.1. Задержка психоречевого развития

Расстройство экспрессивной речи (связанное с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа)

F80.2. Расстройство рецептивной речи

Связанная с развитием:

Дисфазия или афазия рецептивного типа

Афазия Вернике

Невосприятие слов

F80.9 Расстройство развития речи и языка

4. Определение. Задержка психоречевого развития сборная группа, к которым относятся нетяжелые разнообразной этиологии патология развития ЦНС с незрелостью эмоционально-волевой, познавательной и речевой функции с перспективой компенсации.

Афазия — расстройство речи, обусловленное поражением корковых речевых зон (нижней лобной извилины или теменно-височно-затылочного отделов в доминантном полушарии); афазия — приобретенные в любом возрасте (у ребенка — после трех лет) речевые расстройства; они выражаются в полной или частичной утрате имевшейся собственной речи или понимания чужой речи. Моторная афазия развивается вследствие поражения коры левого полушария в области третьей лобной извилины (центр Брока). При этом утрачивается навык произношения, утрата навыков произвольных движений речевого аппарата при отсутствии параличей. Сенсорная афазия возникает при поражении в области верхней височной извилины левого полушария. При сенсорной афазии больной слышит, но не понимает обращенную речь. При этой форме афазии поражается гностический центр речи — центр Вернике, по своему механизму является речевой агнозией.

5. Классификация.

Задержка психического развития с речевой недостаточностью (Л.А. Булахова)

моторная алалия

сенсорная алалия

дислалия

— Задержка психического развития с дисграфией

— Задержка психического развития с дислексий

— Задержка психического развития с дискалькулией

— Задержка психического развития с диспраксией

— Задержка психического развития в связи с врожденной или рано приобретенной глухотой и тугоухостью

— Задержка психического развития в связи со слепотой или слабовидением

^ Речевые расстройства:

— Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы:

Афазия — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон

Алалия — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражении выделяют несколько форм диартрий

— Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:

а) заикание; б) мутизм и сурдомутизм.

— Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

— Задержка речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогическая запущенность и т.д.)

^ задержка психоречевого развития с рождения или приобретенная, эмоционально-волевые расстройства, общее недоразвитие речи, утрата навыков произношения и понимания речи

^

7.1 жалобы и анамнез: задержка в психоречевом развитии, снижение мышления, памяти, внимания, расторможенность, неусидчивость перинатальный анамнез отягощен, в анамнезе возможны черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции

^ психоречевое развитие не соответствует ребенку, нарушение поведения, неадекватные реакции

7.3 лабораторные исследования: в пределах нормы

7.4 инструментальные исследования: на ЭЭГ задержка формирования возрастной корковой ритмики, диффузные изменения электрогенеза

^ логопед, психолог, ЛОР сурдолог, окулист

7.6 дифференциальный диагноз:

 

диагноз

признак

Синдром Ретта Ранний детский аутизм Сенсорная алалия Моторная алалия
речь Дети, достигшие определенного уровня развития речи, общения и социальной адаптации, после манифестации заболевания утрачивают эти навыки. Со слов родителей, экспрессивная и импрессивная речь и социальные навыки теряются в среднем в возрасте 4-11 месяцев, а навыки самообслуживания — в 12-14 месяцев. Особенно нарушена коммуникативная функция речи, отмечается задержка развития речи Резкое нарушение фонетической стороны речи, речь отсутствует или ограничена, в словах многочисленные ошибки, звуковые замены, эхолалии Речевое развитие развивается с задержкой, в раннем возрасте отсутствует лепетная речь, 2-3 годам появляются искаженные малопонятные окружающим слова, с 4-5 годам — упрощенная фразовая речь
поведение Аутичное поведение, стереотипные движения рук, напоминающие выжимание, стискивание, хлопки, «мытье рук», потирание, появляющиеся после потери целенаправленных движений рук; нарушения походки (апраксии и атаксии), выявляющиеся в возрасте 1 — 4 лет Дети играют в одиночестве, стереотипно, чаше неигровыми предметами, нарушено коммуникативное поведение, стереотипный характер игр Дети часто неусидчивы, расторможены Неуверенность в себе, раздражительность, молчаливость
Интеллект До1года психоречевое развитие соответствует возрасту, затем постепенная утрата ранее приобретенных навыков. Интеллект значительно снижен Уровень интеллекта колеблется от субнормального до нормального Задержка психического развития Легкая задержка психического развития
Понимание речи Крайне ограничено понимание речи, глубокое повреждение экспрессивной и импрессивной речи и грубая задержка психомоторного развития; Дети понимают речь окружающих Дети не понимают речь окружающих Дети понимают речь окружающих

 

^

минимум обследования при направлении в стационар:

общий анализ крови

общий анали мочи

АЛТ

АСТ

кал на яйца глист

^

Общий анализ крови

Общий анализ мочи

ЭЭГ

исследование слуха

ЛОР сурдолог

КТ головного мозга

логопед

психолог

окулист

^

ИФА на токсоплазмоз

ИФА на цитомегаловирус

анализ мочи на обменные нарушения

УЗИ органов брюшной полости

^

9.1 Цели лечения:

активизация психического развития;

пополнения пассивного и активного словарного запаса;

коррекция поведения;

повышение эмоционального тонуса, настроения ребенка;

обучение навыкам самообслуживания;

социальная адаптация;

^

индивидуальные коррекционные занятия с логопедом;

занятия с психологом

кондуктивная педагогика

групповые занятия ЛФК

массаж воротниковой зоны, головы

физиолечение — электрофорез с эуфилиллином на шейный отдел позвоночника, кислородный коктейль, дарсонвализация волосистой части головы

^

Широко используют в последнее время препараты ноотропного ряда — нейропротекторы, с целью улучшения обменных процессов в головном мозгу. Большинство ноотропных препаратов, в связи с их психостимулирующим действием, назначают в первую половину дня. Продолжительность курсов лечения ноотропами составляет от одного до двух-трех месяцев. Церебролизин, ампулы 1мл в/м, пирацетам, ампулы 5мл 20%, гинго-билоба (танакан), таблетки 40 мг, пиритинол гидрохлорид (Энцефабол), драже 100 мг, суспензия — 5 мл содержат 80,5 мг пиритинола (соотв. 100 мг пиритинола гидрохлорида). Энцефабол — минимум противопоказаний, разрешен к применению с первого года жизни. Дозирование суспензии (с содержанием в 1 мл 20 мг Энцефабола) детям 3-5 лет с алалией суточная доза 200-300 мг (12-15 мг массы тела) назначают в 2 приема — утром (после завтрака) и днем (после дневного сна и полдника). Продолжительность курса 6-12 недель, целесообразен длительный прием, при котором повышается работоспособность и способность к обучению, улучшаются высшие психические функции. Актовегин, ампулы 2 мл 80 мг, драже-форте 200мг активного вещества. Нейрометаболический препарат, содержащий исключительно физиологические компоненты. Детям назначается в драже-форте, прием до еды по ½ -1 драже 2-3 раза в день (в зависимости от возраста и выраженности симптомов заболевания) до 17 часов. Продолжительность терпи 1-2 месяца. Инстенон, таблетки (1таблетка содержит 50 мг этамивана, 20 мг гексобендина, 60 мг этофиллина). Многокомпонентный нейрометаболический препарат. Суточная доза составляет 1,5-2 таблетки, назначается в 2 приема (утром и днем) после еды. Для исключения побочных эффектов рекомендуется постепенное наращивание дозы в течение 5-8 дней. Продолжительность лечения 4-6 недель.

Ангиопротекторы с целью улучшения мозгового кровообращения: винпоцетин, циннаризин;

Витамины группы В: В1,В6, В12, фолиевая кислота, аевит, нейромультивит — специальный комплекс витаминов группы В с направленным нейротропным действием, неуробекс.

Седативная терапия по показаниям: ноофен, ново-пассит;

Корректоры поведения: сонапакс, хлорпротиксен.

^

профилактика травматизма

профилактика вирусных и бактериальных инфекций

9.5 Дальнейшее ведение: регулярные занятия с логопедом, дефектологом, психологом, социальная адаптация ребенка, оформление в специализированный детский саз, прохождение медико-педагогической комиссии для решения вопроса об обучении ребенка.

^

10.1 Основные медикаменты:

актовегин, ампулы 2 мл 80 мг

винпоцетин (кавинтон), таблетки 5 мг

пирацетам, ампулы 5 мл 20%

пирацетам, таблетки 0,2 и 0,4

пиридоксин гидрохлорид, ампулы, 1 мл 5%

пиритинол (Энцефабол), драже 100мг, суспензия (5 мл =80,0 пиритинола)

тиамин хлорид, ампулы 5% 1 мл

фолиевая кислота, таблетки 0,001

церебролизин, ампулы 1 мл

цианокобаламин, ампулы 1 мл 200 мкг и 500 мкг

^

аевит, капсулы

актовегин, драже 200 мг

глицин, таблетки 0,1

гопантеновая кислота (Пантокальцин), таблетки 0,25

инстенон, таблетки

магния лактат+пиридоксин гидрохлорид, таблетки магне В6

нейромультивит, таблетки

неуробекс, таблетки

ново-пассит, таблетки, раствор

ноофен,таблетки 0,25

Тиоридазин (сонапакс), таблетки 10мг

хлорпритиксен 15 мг

циннаризин, таблетки 25 мг

^

1) улучшение внимания, памяти, работоспособности

2) пополнение пассивного и активного запаса слов

3) повышение эмоционального и психического тонуса

^

Перинатальная патология. Под редакцией М.Я. Студеникина. Москва 1984

Ю.А. Якунин. Болезни нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста. Москва 1979

Справочник детского психиатра и невропатолога. Под редакцией Л.А. Булаховой. Киев 1997

Л.О. Бадалян. Детская неврология. Москва 1998

Л.О. Бадалян. Неврология. Москва 1982

Н.Н. Заваденко. Ноотропные препараты в практике педиатра и детского невролога. Методические рекомендации. Москва 2003

Л.З. Казанцева. Синдром Ретта у детей. Москва 1998

^

 

Разработчик Место работы Должность
1. Кадржанова Галия Баекеновна РДКБ «Аксай» психоневрологическое отделение №3 Заведующая отделением
2. Серова Татьяна Константиновна РДКБ «Аксай» психоневрологическое отделение №1 Заведующая отделением
3. Мухамбетова Гульнара Амерзаевна Кафедра нервных болезней КазНМУ Ассистент, кандидат медицинских наук
4. Балбаева Айым Сергазиевна РДКБ «Аксай» психоневрологическое отделение №3 Врач-невропатолог

 

Источник: skachate.ru


Добавить комментарий